Раздумывай бесконечно, действуй быстро: как выжил "обреченный" проект

Бизнес, который начался с резкого сокращения личного дохода, пережил потерю партнеров, а затем нашел точку роста через интернет-сообщество. Гость рубрики "Как мы спасали бизнес" портала HR-tv.ru - Доржи Цыденов , генеральный директор ООО "Инфостарт".

Доржи Цыденов, Инфостарт, 1С, Appstore для 1С, программное обеспечение, сообщество, интернет-сообщество, программисты, сообщество программистов, INFOSTART, ИТ-евангелистами платформы "1С", проблема бизнеса, как решить бизнес-проблему, как решить проблемы в бизнесе, потеря команды, коллектив

- Доржи, с чего все начиналось?

- Идея создания портала родилась из желания разрабатывать и продавать универсальные программные продукты, инструменты, пригодные для внедрения практически на любом современном предприятии, работающем с 1С.

В начале нулевых, сразу после окончания Санкт-Петербургского политехнического университета, я устроился менеджером проекта автоматизации в одну из фирм сети 1С-франчайзи, насчитывавшей в то время несколько сотен партнеров. Уже тогда программирование на языке 1С было делом высокодоходным , платформа развивалась. Час работы специалиста по автоматизации предприятия стоил от 8 до 20 долларов. Проекты по налаживанию системы учета и управления следовали один за другим: автоматизация сети аптек, размещение билбордов в метрополитене.

Вскоре поступило предложение отправиться в Великие Луки, чтобы автоматизировать производство на Великолукском молочном комбинате. В процессе работы я создал Универсальный отчет по продажам и Универсальную свертку базы данных - инструменты для внедрения на любом предприятии.

Именно эти два готовых решения стали первыми продуктами, с которыми можно было начинать бизнес. Я даже попробовал продавать их. Интерес у бизнеса был, но работа по старинке не принесла ожидаемого результата - знакомство аудитории с продуктом с помощью офлайн-инструментов обходилось слишком дорого.

И я сделал ставку на Интернет. Хотя на тот момент Рунет был, пусть не в зачаточном, но в очень юном состоянии, решение кардинально изменило подход к продвижению продуктов. Пригодилось юридическое лицо, на которое был приобретен одноименный домен - www.infostart.ru. Но двух продуктов было мало. Чтобы увеличить количество программ на портале, я предложил партнерское участие двум своим знакомым, которые также занимались авторскими разработками.

Читайте также: 3 тренда: время снять корону, научиться расставаться и фасилитировать

- Где были найдены деньги?

- Первоначально я совмещал работу руководителя ИТ-подразделения в дистрибьюторской компании и работу над проектом. Моей зарплаты хватало, чтобы оплачивать хостинг и работу фрилансера по настройке сайта. Через некоторое время проект начал приносить небольшой доход и заставил посвящать ему времени, поэтому я уволился и полностью сосредоточился на работе над проектом. Помню, долго над этим думал, так как терял в личном доходе более чем в 2,5 раза. А дальше годы мучительного поиска монетизации и эволюционного развития.

Аудитория заинтересовалась. Уже через год на портале было около 20 000 зарегистрированных пользователей. Нам удалось создать своеобразный Appstore для 1С, причем гораздо раньше аналогов от Google и Apple.

Кризисный 2008 год серьезно подпортил положительную динамику. Мои партнеры решили, что не готовы работать на голом энтузиазме и покинули проект. Чтобы выправить сложившуюся ситуацию, пришлось искать новый вектор развития.

- Почему партнеры потеряли веру в успех?

- Первоначально ставка была сделана на рекламную бизнес-модель. Создание сообщества, продажа рекламы внутри сообщества. Но рынок оказался не готов к такому. Сообщества только создавались, и как с ними работать, никто не знал. Тем более специализация сообщества была не интересна рекламодателям. Вот если бы это было сообщество женщин, тогда другой вопрос! Но мы - разработчики ПО на платформе 1С. Поэтому приходилось искать другие способы монетизации проекта, например, продажа авторского ПО для 1С, как в AppStore (которого тогда еще не было). Этот вариант также опередил время, и особого дохода не приносил. Но благодаря этому направлению сегодня мы лидеры в области.

Еще одну ставку сделали на издательско-продюсерскую модель создания тиражного ПО. Выбирали потенциально интересную разработку и доводили ее до коммерческого варианта, занимались продвижением, рекламой. Доход делили с автором пополам. Была мысль сделать партнером одного из авторов.

Постоянные поиски новых способов монетизации позволили просуществовать еще некоторое время. Но кризис 2008 года сильно ударил по ИТ-отрасли. Доход существенно сократился, и вот тогда-то и закончилось наше партнерство.

Читайте также: Как бизнесу пережить праздничные выходные?

- Чем грозил финал, если бы сценарий развития событий был негативным?

- Я вложил в проект столько сил и терпения, что финал обязан был стать успешным. Потенциал созданного проекта был виден невооруженным глазом, надо было лишь найти подходящий способ монетизации. И время. У него была ключевая роль.

- Сколько в команде осталось людей?

- Остался я один. Я же программист, поэтому пришлось освоить PHP-язык, системное администрирование. Много читал про маркетинг, интернет-продвижение, SEO-оптимизацию, веб-дизайн и т.д. Было еще несколько удаленных фрилансеров, которых периодически привлекал к проекту, когда сам уже не справлялся.

- Как удалось взять ситуацию под контроль, что помогло?

- Помогла книга Макиавелли “Государь”. После ее прочтения мне стало понятно, что люди никогда не бывают благодарны, они могут любить тебя сегодня, а уже завтра начнут ненавидеть. Пользователи бесплатного ресурса для обмена опытом среди разработчиков жили по аналогичным законам. Они с удовольствием брали то, что им давали, но не считали необходимым платить за это. И мне пришлось ввести ограничения на скачивание файлов. Появился новый принцип - либо ты в ответ делишься своими наработками, либо платишь деньги.

Этот принцип и стал драйвером роста . Как дохода, так и объемов контента на сайте. Он работает до сих пор, и именно благодаря ему на сайте появляются новые интересные материалы.

Читайте также: Проекты с WOW-эффектом

- Какие по ходу возникли сложности, как они преодолевались?

- Основная сложность - это победить свой страх. А вдруг не получится, а вдруг меня будут ненавидеть, а вдруг все пойдет не так, как планировалось... У меня есть одно важное правило, которому я беспрекословно следую - ты можешь долго раздумывать до принятия решения, взвешивать все "за" и "против". Но когда решение принято, необходимо действовать стремительно и бесповоротно.

Итак, удалось найти точку роста - Сообщество программистов. Портал превратился из камерной тусовки в некую социальную общность . Этот факт позитивно сказался на посещаемости, но заставил задуматься о создании нового движка. Участникам перестало хватать функционала: личных сообщений, групп.

Я принял решение перенести портал на 1С-Битрикс, который, к тому же, вскоре выпустил специальный модуль "социальная сеть". На его основе удалось реализовать все те элементы, в которых нуждалось новое интернет-сообщество “Инфостарт”, в том числе лайки, шеры. Кстати, разработчики потом долго еще упоминали наше сообщество в качестве примера, продвигая свою разработку.

Благодаря принятому решению рост продолжился. Уже к 2012 году число зарегистрированных пользователей достигло 400 000. А сообщество вышло на более высокую ступень - состоялась первая офлайн конференция INFOSTART. Начиная с 2012 года, в Санкт-Петербург ежегодно съезжаются не менее 600 участников сообщества, которые в течение трех дней общаются, обмениваются опытом и знакомятся вживую.

В 2013 году компания "Инфостарт" вошла в состав холдинга 1С. С которым и прежде связь не теряла. Де факто все мы - сотрудники компании и пользователи портала - являемся ИТ-евангелистами платформы "1С", занимаясь пропагандой и способствуя ее популяризации на рынке. Мы по-прежнему аккумулируем вокруг себя людей с целью создания целевой аудитории для продвижения платформы на рынке и утверждения ее как технологического стандарта. Но объединение никак не сказалось на принципах сообщества. Оно осталось независимым.

Последняя реинкарнация портала произошла совсем недавно, в 2015 году. На его базе был создан информационно-аналитический центр. Его основная задача - связать (соединить, познакомить) экспертов и бизнес. Если более подробно - предоставить пользователям учетных систем возможность недорого и качественно автоматизировать свой бизнес, найти новых постоянных сотрудников или экспертов для выполнения конкретных задач, повысить уровень компетенции имеющихся специалистов. Ну, а программистам, внедренцам и методистам 1С создать условия, способствующие обучению, обмену опытом, поиску новых клиентов и поддержанию контактов с существующими.

Уверен, что нам удастся справиться с поставленными задачами. У портала есть огромный ресурс для дальнейшего развития. Это не только авторы программного обеспечения, но и бизнес, который уже не ограничивается границами Евразии. 1С, например, уже открыло свое представительство в США.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы