Как тренироваться с роботом: кейс сети «Перекрёсток»

С 2018 года компания «Перекрёсток» внедряет технологию VR для обучения сотрудников розничных супермаркетов. В 2020 году обучение сотрудников будет в очках VR. 1000 очков VR будут в каждом в каждом супермаркете по всей стране, от Москвы до Урала.

Перекресток, VR обучение, Алексей Крылов, Светлана Теселкина, эффективное обучение, супермаркет

О самом масштабном проекте в России по обучению сотрудников с использованием технологии виртуальной реальности и геймификации рассказывает Алексей Крылов , руководитель направления цифрового обучения ТС «Перекрёсток» и Светлана Теселкина , Руководитель управления по обучению, оценке и развитию персоналаТС «Перекрёсток».

Проект «Эффективное обучение без тренера. Миф или VR-ность?» претендует на победу в номинации Play Hard бизнес-премии WOW!HR 2020 .

Читайте также: Деловая игра «Зима близко!»: как вырвать команду из повседневности

Алексей Крылов : Задуматься о технологии VR в обучении заставило быстро растущее количество супермаркетов компании. С 2015 года мы выросли почти в два раза по количеству розничных магазинов. Сегодня в компании работает более 40 тысяч сотрудников и открывается 100 супермаркетов ежегодно. Конечно же, при таком масштабе обучение и скорость доставки знаний являются ключевыми компонентами роста бизнеса.

Светлана Теселкина: Для покупателей важно, чтобы  везде был одинаково высокий уровень клиентского сервиса, независимо от того, в какой «Перекрёсток» они придут — в Москве или Челябинске. Клиентский сервис — это целый комплекс обучения. Он начинается с привития ценностей, которых мы придерживаемся на уровне всей компании, и заканчивается стандартами обслуживания на кассе, за прилавком или в торговом зале.

Еще одна важная составляющая клиентского сервиса — эмпатия. То есть сочувствие, умение понимать и разделять эмоции других людей.

Алексей Крылов: Высокие требования к клиентскому к качеству обучения – при ограниченном тренерском и временном ресурсе – мотивировали нас на поиск новых, инновационных способов обучения. И мы нашли – это технологии VR. Через активное вовлечение в процесс обучения  мы можем привить ценности, продемонстрировать стандарты и показать эмоции.

VR – это реальная тренировка навыков без привлечения человеческого ресурса. За счет полного погружения и задействования всех чувств и каналов восприятия,  информация усваивается быстрее. VR – это тренер 24 на 7.

Выбор технологии

Светлана Теселкина: Геймификация— один из эффективных методов обучения взрослых людей. Очки VR и геймификация, при правильном подходе к разработке, очень хорошо дополняют друг друга.

Наши сотрудники сами выбирают, кого они будут обслуживать за прилавком и каким голосом с ними будет говорить аватар — голосом генерального директора или известного актера.  У аватара может быть хорошее настроение или он сразу «негативит» — все как в жизни. Это очень напоминает уровни сложности в компьютерной игре, а обучение благодаря этому становится ярким и запоминающимся. После занятий можно услышать, как сотрудники соревнуются скилами в прохождении: «Ты на каком уровне продавал? На среднем! Слабак! Попробуй как я, на сложном».

Команда проекта

Алексей Крылов: Подготовка к запуску обучения началась с 2018 года. Разумеется, нас очень сильно поддерживали специалисты из компании-провайдера, они не только помогали с внедрением, но и делились с нами экспертизой. Можно сказать, «болели» вместе с нами за успех проекта.

И, конечно, нам очень помогли коллеги из подразделения Инновации X5 — ментально и финансово. Но главное, что они одними из первых поверили в саму технологию и поддерживали нас на всем пути.

Этапы внедрения

Светлана Теселкина: Трудностей было много. Их следует разделить на две категории:

1. Вера в технологию

Когда мы только начинали изучать рынок VR, успешных бизнес-кейсов применения этой технологии в России еще не существовало. За рубежом уже были единичные примеры с очень скудной и противоречивой информацией о результатах.

Фактически мы были одними из первых в стране, кто начал работать с этой технологией. Главная сложность была в том, чтобы поверить в VR и «продать» эту идею бизнесу. Мы даже примерно не сможем посчитать количество встреч с топ-менеджерами компании,на которых приходилось продвигать идею и просить поддержки.

2. Ментальное принятие

В таких инновационных трансформациях важно не только получить одобрение высшего руководства. Нужно, чтобы тебя поддерживали базовые сотрудники, линейные менеджеры супермаркета, директора. С ментальным принятием нет права на ошибку. Есть только один шанс показать и доказать всем, что твой продукт работает и он нужен бизнесу.

Алексей Крылов: За 25 лет работы супермаркетов уже сформировалась культура обучения. Сотрудников отправляли в учебные центры, тренеры в группах обучали активным продажам и клиентскому сервису.

И в один момент система меняется. Тебе говорят: «Обучайся на рабочем месте, отрабатывай  навыки продаж с роботом — он будет тебе отвечать и как-то реагировать». А у тебя в кармане лежит кнопочный телефон с монохромным дисплеем. И про очки VR ты только в новостях слышал. Похоже на фантастический фильм, только теперь он происходит с тобой в реале.

Конечно, на некоторых сотрудников сразу нападал страх перед технологией. Тут было важно найти амбассадоров VR в каждом супермаркете и заручиться их поддержкой.

Реакция персонала

Светлана Теселкина: Принципиально важна была обратная связь от работников. Самый показательный момент: позвонил один из менеджеров супермаркета и сказал, что после обучения сотрудники выходят в торговый зал и говорят теми же словами, что и в скрипте обучения. Как нам кажется, это самый важный результат — когда знания, полученные на тренинге, сразу применяются на практике.

Перекресток, VR обучение, Алексей Крылов, Светлана Теселкина, эффективное обучение, супермаркет

Итоги

Разумеется, дорогой и масштабный проект не может быть реализован, если нет финансового результата для бизнеса.  Мы серьезно подошли к замерам эффективности.

Смотрите также: Как сотрудники «ZAMANIA» поменялись «башмаками»

Например, каждый магазин проекта VR мы сравнивали с магазином-аналогом, где обучение сотрудников было классическим. В результате получилось, что супермаркеты, где проводилось VR-обучение, продают лучше на 8,2%.

Конечно, мы замеряли не только показатели продаж, параллельно мы получили рост по блоку клиентского сервиса. Он в компании замеряется тайным покупателем и по показателю производительности труда.

Сегодня мы внедрили VR-обучение в 1000 супермаркетов сети. Это самый масштабный кейс в России.

В 2020 году очки виртуальной реальности внедрены в контур обучения сотрудников ТС «Перекрёсток».

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2020 .

{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.