Как развивать деловое мышление

Хотите выслушивать сотни идей вместо тысячи причин "почему не получится"? Развивайте у персонала деловое мышление.

Как это сделать – порталу HR-tv.ru рассказала руководитель отдела персонала (Supply Chain& Regions) компании FM logistic Юлия Мещерякова .

человек, бизнесмен, сотрудник, человечек, портфель, Как развивать деловое мышление, Юлия Мещерякова, Supply Chain& Regions, продуктивность, косты, резать косты. деловое мышление в карьере, оптимизация, идеи, тейлор, фредерик тейлор, консультант по менеджменту, систематизация, идеи тейлора, сокращения, качество, мотивация, современный менеджмент, оптимизация процессов

- Юлия, в чем, на ваш взгляд, основное отличие делового мышления от бытового?

- В стремлении к постоянным улучшениям, ориентации не просто на финальные показатели, а на эффективность (соотношение затрат и результата), принятии взвешенных решений и способности признать их ошибочность, склонности решать проблемы.

Частным случаем эффективности является продуктивность (для операционных подразделений: соотношение заработанных денег в числителе к потраченным трудовым ресурсам в знаменателе). Руководитель с деловым мышлением никогда не будет "раздувать штат", понимая, что бездумное увеличение знаменателя уронит продуктивность, несмотря на растущие продажи.

Что касается бытового мышления, его противопоставляют не деловому, а научному. Первое: верю тому, что вижу и чувствую, второе: ищу объективные доказательства, моя личная точка зрения на втором плане. Личность и ее мнение отделены: вам неприятен Вася, но его идеи вы признаете правильными. Это можно отнести и к нашей теме. Для делового мышления уместнее опираться не на "я чувствую", а на факты и цифры. И личные симпатии/антипатии не должны влиять на принятие решений. Пример: я обучала руководителей различных уровней подбирать персонал и первое, с чего мы начинали, это уход от "Ты знаешь, это все хорошо: методики, компетенции, но я чувствую людей". Это грозит ошибкой проекции – вы будете брать на работу кандидатов, похожих на себя, но требования к вашей должности и к вакантной могут быть разными.

Читайте также: Как выявить стратегическое мышление по почерку?

- Какую революцию способно произвести деловое мышление в карьере конкретного человека и в компании?

- Когда я занималась развитием кадрового резерва, замеряя потенциал и анализируя результаты работы сотен человек, то убедилась, что эффективных менеджеров и сотрудников с потенциалом и деловым мышлением мало и они востребованы в любые, даже самые тяжелые и кризисные времена. Я бы даже сказала, особенно в кризисные времена, когда часто первое, что берутся оптимизировать – косты, ставя вместо 2-3 менеджеров одного при том же уровне требований.

Нет революции для личности, которая вдруг или не вдруг обнаруживает у себя деловое мышление. При его наличии вкупе с необходимым опытом, компетенциями и мотивацией, конкретный сотрудник делает неплохую карьеру. А для компании это значит рост экономических показателей, снижение издержек и рисков.

- Как развить деловое мышление у конкретной личности и у всего коллектива?

- Искать возможности улучшений. Не люблю слово "оптимизация" , да и вообще мало кто любит, оно приобрело негативный оттенок в неоправданных сокращениях, когда из знаменателя вымывался кадровый потенциал и результативность падала не до ноля, а в минус: некому было работать. Постоянный поиск возможностей для достижения результата меньшими затратами – отличный навык тренировки делового мышления. С чего начинал Фредерик Тейлор? Он брал карандаш, блокнот, фиксировал все производимые операции и думал, как сократить время на их выполнение и увеличить производительность. Под "улучшателями" я не подразумеваю прожектёров с горящими глазами, разумные опасения и риски необходимы. Я говорю не о накидывании десятка идей, а о желании, любопытстве "можно ли и как сделать лучше".

Развивать через обучение и поощрение использования. Практикуйте мозговые штурмы,   прививайте склонность поиска решений, а не препятствий и причин, почему не получится. Только отдайте авторам идей их реализацию и доведение до результата. Учите команду не бояться ошибок и критики, ведь если ошибка совершена, но ее можно исправить-ошибка не совершена.

Читайте также: Подходы к развитию высокопотенциальных сотрудников: что на самом деле работает

- В литературе о деловом мышлении действительно часто встречается имя Тейлора, первого в XX веке консультанта по менеджменту, о котором вы уже упомянули. Насколько ярок в его лице пример делового мышления? Применимы ли его наработки по сегодняшний день?

- Переоценить Тейлора сложно, он первый заговорил о систематизации труда, открыл правила роста производительности и прибыли,  с его подачи деловой мир сделал гигантский шаг вперед.

Нужно понимать, в какое время он вышел со своими идеями: с одной стороны, капиталисты, управляющие предприятиями сами и не допускающие к власти наемных менеджеров, с другой – закрытые профессиональные сообщества, почти касты, не допускающие никого к своим профессиональным технологиям (в некоторых случаях даже не велось никаких записей о производственном процессе).

Первым Тейлор перешел дорогу идеями о введении наемных менеджеров и необходимости отдавать значительную часть доходов рабочим, вторым  - фанатичным стремлением систематизировать любой труд до степени возможности обучения по написанным лекалам. Первые называли его социалистом, вторые считали, что из них выжимают все соки в оптимизации рабочего процесса.

По вышеуказанным причинам Тейлор подвергался и подвергается  страшной критике, но его идеи применимы до сих пор: почти нет процессов, которые невозможно улучшить, и мысли о сокращениях потерь приходят в голову не только современным менеджерам по качеству. Любопытный факт: изучая причины того, "почему люди работают с прохладцей" (в современном менеджменте – причины демотивации), Тейлор одной из причин назвал заблуждение и опасение рабочих, что увеличение производительности и выработки приведет к лишению работы. К сожалению, это часто актуально до сих пор, как бы сильно от Тейлора не "качнуло" современный менеджмент в сторону человека. Недавно на одной из конференций по управлению персоналом в IT-компаниях звучала фраза, смысл которой сводился к тому, что никакие технологии не способны пока заменить человека. Прозвучало жутковато. Частный случай демотивации "потому что слишком хорошо" часто испытывают на себе отделы продаж: перевыполнив план, они видят новый, на 30% больше предыдущего. Поэтому внимательно рассчитывайте план, чтобы ударное его перевыполнение не резало деловое мышление на корню: решили поощрять за перевыполнение – поощряйте.

- По каким признакам можно отличить человека с деловым мышлением от остальных? Можно ли это сделать визуально и буквально по нескольким первым фразам?

- Человек мыслит категориями фактов, результата, разумно ставит под сомнение существующие методы работы ("А почему бы не сделать по-другому, потому что…"), думает, как сделать лучше. Если спросить его о причинах неудач, с которыми сталкивался он или его команда, он признает свою ответственность, и в ситуации возникновения проблем он предлагает, предлагает и предлагает их решения.

Теперь вспомните свое последнее собрание, совещание или встречу по обсуждению какой-либо проблемы. Кто настаивал на решении, а кто упорно обсуждал возможные препятствия (не разумные риски, а именно каждую фразу начинал с "да, но…")? Кто предлагал сделать по-другому и оценить результат, а кто утверждал, что все равно ничего не получится? Кто быстро признал свою ошибку, а для кого свое "я" дороже общего результата? Кто ориентирован на рост бизнес-показателей и "скучную" оптимизацию процессов, а не на "горы золотые" и исключительно WOW-эффекты любой ценой?

Во всех случаях, первый человек – это человек с деловым мышлением.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Анна Соломахина
Держим руку на пульсе: как вычислить индекс лояльности сотрудников

Любому руководителю очевидно: чтобы клиенты возвращались и были довольны качеством услуг, им нужно уделять внимание. К сожалению, такое же внимание по отношению к сотрудникам часто упускается из виду. Между тем, база удачного менеджмента заключается в том, что клиент никогда не будет удовлетворен больше, чем специалист компании. Особенно это ощущается в медицине. Отсутствие контроля за нагрузкой и различными проблемами каждого члена коллектива чревато сбоем физического и психологического здоровья, а значит, общей атмосферой «в доме». Чтобы не допустить профессионального выгорания, нужно следить за уровнем удовлетворенности. Что это такое и как это правильно делать, рассказывает основатель Школы Медицинского Бизнеса Анна Соломахина.

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.