Карьера за день: как одна игра "продвинула" весь коллектив
Только шаг – и в дамки. Как сделать карьеру за один день? Бизнес-игра "Карьерная стратегия от A до Z" , придуманная компанией "АстраЗенека Фармасьютикалз" , позволила оперативно и детально ознакомить коллектив с компетенциями и возможностями, что предлагает организация, пройти путь от новичка до профессионала.
Как возникла идея провести бизнес-игру? К какому результату она привела и что за эффекты возникли в процессе? В "АстраЗенека Фармасьютикалз" ответили на вопросы портала HR-tv.ru.
- Для начала несколько слов о вашем проекте.
- Проект бизнес-игры "Карьерная стратегия от A до Z" был создан для того, что познакомить сотрудников ключевых бизнес-подразделений с возможностями карьерного развития внутри компании (вертикальный рост, горизонтальный рост, кросс-функциональные переходы) и показать, какими компетенциями должен обладать сотрудник на конкретной должности. "Карьерная стратегия от A до Z" представляет собой настольную игру, во время которой участники перемещаются по игровому полю, изучая компетенции, приводя примеры их развития по принципу распределения типов обучения 70:20:10, а также продвигаясь по карьерной лестнице, согласно выбранным индивидуальным картам должности. В игре принимали участие как сотрудники, так и руководители.
- Что вас заставило задуматься о проекте? Какие задачи вы хотели решить?
- 2015-й год для "АстраЗенека" прошел под эгидой разработки профессиональных компетенций для ключевых бизнес подразделений компании. Были разработаны матрицы компетенций для следующих направлений функциональных компетенций в бизнес-подразделениях:
- сотрудники полевых сил (медицинские представители, специалисты по работе с ключевыми клиентами, менеджеры различных уровней),
- менеджеры коммерческого отдела,
- сотрудники направления каналов продвижения,
- маркетологи.
Для каждой из указанных позиций были выделены основные функциональные компетенции и 4 уровня владения ими: базовый, компетентный, профессиональный, экспертный. Каждый уровень охарактеризован поведенческими индикаторами, что позволяет сотруднику и его руководителю определить степень владения компетенциями и исходя из этого сформировать план индивидуального развития. Затем работа с матрицей функциональных компетенций продолжилась созданием программы тренингов и обучения (тренингового куррикулума), разработкой единого подхода к проведению оценочных мероприятий, а также построением взаимосвязи с процессами HR (IDP, планирование карьеры).
Чтобы максимально быстро ознакомить всех сотрудников с матрицами компетенций и возможностями карьерного развития в компании, мы решили уйти от стандартных презентаций. В результате родилась идея провести бизнес-игру.
- Как рождался проект? Почему была выбрана именно геймификация?
У истоков создания бизнес-игры для знакомства с профессиональными компетенциями стояло два сотрудника – Наталья Куклина, руководитель направления по развитию компетенций бизнес-подразделений, и Ольга Боровкова, руководитель по обучению и организационному развитию.
У нас было общее видение, что формат представления матриц компетенций сотрудникам должен носить интерактивный формат. И единодушно было принято решение, что наиболее оптимальным будет формат игры "бродилки" по типу "Монополии".
- Сами ли вы реализовывали или привлекали сторонних подрядчиков?
- Имея идею и концепцию игры, мы сразу поняли, что нам необходима поддержка в разработке механики, описания правил и создания дизайна игрового поля и других материалов. Мы обратились за помощью в группу компаний "Алмаз", консультанты которой взялись за наш амбициозный проект. Амбициозность его заключалась в сроках (разработать игру "под ключ" необходимо было в течение месяца) и в масштабе (предполагалось, что настольная игра охватит одновременно 1000 человек). Консультанты помогли нам также доработать концепцию игры. В итоге формат игры представлял собой комбинацию игр "Монополия" и "Лото". Также родилось название игры – "Карьерная стратегия от A до Z".
- Как осуществлялась подготовка игры?
- Весь проект был разбит на несколько этапов – проработка концепции и механики игры, дизайн материалов, подготовка площадки для мероприятия, обучение фасилитаторов, непосредственное проведение игры и подведение итогов.
После утверждения финальной концепции игры, правил и общего дизайна игрового поля наступил этап детальной проверки и вычитки всех материалов. В материалах игры (игровых картах участников, раздаточном материале) содержался основной информационной блок, который предстояло изучить и проработать участникам, поэтому необходимо было минимизировать риск ошибок и опечаток. Когда все материалы были готовы, наступил этап обучения фасилитаторов – внутренних тренеров компании и сотрудников отдела персонала, которые руководили ходом игры и контролировали время.
Всего в проект было вовлечено со стороны компании 25 человек: 2 сотрудника занимались разработкой игры и руководством процесса, 1 человек руководил всей логистической частью (предстояло распределить группам и разместить на площадке мероприятия 1000 человек), 22 сотрудника были фасилитаторами во время игры.
- В чем состояли сложности? Как их преодолевали?
- Как и любой креативный проект, игра "Карьерная стратегия от A до Z" сопровождалась бурными спорами. Но, как правило, во время спора мы понимали, что имеем ввиду одно и то же. Самое главное в проекте - это когда все участники на "одной волне" и четко понимают конечную цель.
Безусловно, мы столкнулись со скепсисом со стороны фасилитаторов, когда впервые представили формат и содержание игры. Основными замечаниями было "люди не согласятся играть", "они что – дети?", "правила очень сложные", "зачем вообще это нужно". Переломным моментом явилась репетиция игры, когда фасилитаторы попробовали себя в роли игроков и поняли суть игры. Конечно, очень ценными были их комментарии, благодаря которым за 3 дня до игры были внесены последние правки в правила и инструкцию для фасилитаторов.
- Какое из структурных подразделений компании больше поддерживало проект, вкладывало больше всех усилий?
- Сложно сказать, поскольку все подразделения были открыты данному проекту. Проект также получил поддержку со стороны руководства компании.
- Какова была первая реакция игроков? Были ли неожиданности в процессе и в результате?
- Когда все участники разошлись по своим залам, распределились по группам и получили коробку с игрой и правилами, наступил этап фрустрации и непонимания – что же требуется? Но под чутким руководством фасилитаторов коллектив быстро прошел этот этап.
Были и приятные неожиданности. Участники с готовностью приводили примеры развития компетенций, используя корпоративный принцип 70:20:10. Мы ожидали, что в этой области могут быть сложности, особенно для профессиональных компетенций в незнакомых для участников позициях.
- Почувствовал ли коллектив результат?
- Проект получил высокую оценку как со стороны руководства компании, так и со стороны сотрудников. Он помог в кратчайшие сроки освоить компетенции, которые стали обязательной частью оценки, начиная с 2016 года, а также показать перспективы карьерного развития и требований к каждой должности. Это было особенно актуально перед обсуждением индивидуальных планов развития сотрудников.
- Как проект в целом повлиял на жизнь компании? Что изменил?
- Бизнес-игра "Карьерная стратегия от A до Z" стала отправной точкой для обсуждения профессиональных компетенций. В то же время этот проект не был отдельно стоящим мероприятием. Кроме игры были также сделаны презентации для менеджеров о том, каким образом проводить оценку относительно профессиональных компетенций, разработано приложение для iPad, где можно ознакомиться с карьерными путями и компетенциями на каждой должности, подготовлена форма профиля компетенций для каждого сотрудника, используя которую он может оценить профиль своих компетенций и определить зоны для развития. Также на 2016 год запланирован еще ряд обучающих и оценочных мероприятий.
Кроме того, бизнес-игра стала отличным командообразующим мероприятием, так как одновременно 1000 человек смогли пообщаться в малых группах, поделиться опытом и услышать интересные примеры развития от своих коллег.
- Помог ли проект решить изначально поставленную задачу?
- Безусловно, проект выполнил поставленные перед ним цели и был высоко оценен на разных уровнях.
Сайт WOW!HR
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}
Что Вы думаете об этом?