Как наладить трудовую дисциплину в коллективе
Википедия говорит, что «Дисциплина – правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка». В современной действительности слово « Дисциплина » стало синонимом « Ограничения » . Рассуждает Алексей Баранов, бизнес-тренер, командный коуч, фасилитатор.
Ребенка с детского сада призывают к порядку – это нельзя, так не положено. Подростка, а позднее и взрослого, дисциплина подстерегает на каждом шагу – не опаздывай, перерыв ровно 10 минут, оставайся на рабочем месте даже если все сделал – не нарушай дисциплину. Трудовая дисциплина в этом смысле – не исключение.
Читайте также: «Распоясались»: как наладить рабочую дисциплину
Любой свод правил воспринимается сотрудниками как ограничения, нарушение которых имеет негативные последствия, чаще всего финансовые. Так как же сместить негативный фокус и наладить эту самую дисциплину?
Попробуйте поменять отношение команды к дисциплине, и сделать из нее не карающий инструмент, а базовую ценность, на которой строится работа. Для начала хорошо бы самостоятельно ознакомиться с правилами, установленными в компании, и понять – с какой целью необходимо их выполнение?
Приходить за 15 минут до начала рабочего дня, чтобы подготовить рабочее место и открыть торговую точку ровно в 9.00 – резонно для сотрудников фронт-офиса. Цель этого правила – открыться вовремя и не терять клиента и прибыль. Для сотрудника IT-компании это скорее странное негативное ограничение – для него уместно предложить свободный график с точным исполнением сроков.
Проанализируйте таким образом все правила работы, принятые в компании, а после, обсудите их с сотрудниками. Цель этой встречи – узнать, действительно ли коллеги понимают ДЛЯ ЧЕГО необходимо выполнять правила. Ели понятно не всем – расшифровывайте до тех пор, пока вопросов не останется.
Вполне возможно окажется, что некоторые правила были сформулированы при открытии компании и уже не соответствуют текущей бизнес-модели. Разработайте совместно с командой новый «Дисциплинарный кодекс», который будет понятен и принят каждым. Помимо новых правил игры обсудите и последствия их нарушения. В каких то случаях отлично работает материальное наказание, а иногда перевод со свободного графика на офисный – хуже любых финансовых ограничений.
« Добиваться дисциплины » не меняя отношения к этому понятию – как бороться с ветряными мельницами. Усилий много, а результат практически нулевой. Или по итогу вы имеете запуганных, нервных сотрудников, которые думаю только о том, как бы не опоздать/можно ли надеть рубашку молочного, а не белого цвета/что будет, если необходимо уйти за 30 минут до окончания рабочего дня.
При этом, в ситуации, когда дисциплина становится базовой ценностью компании, не вызывает негатива и отрицания, происходит удивительная трансформация – участники команды становятся САМОДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМИ. Правила игры, сформулированные и принятые коллективно, становятся ценностью каждого из тех, кто работает в этой компании. Ведь как можно противится тому, что ты сам принял для себя за уровень нормы?
Если все, что написано выше – не про вашу компанию, и реализовать такое внедрение дисциплины невозможно, есть несколько лайфхаков:
1. Делайте так, чтобы каждый уже работающий и новый сотрудник, точно знали о правилах, установленных в компании. Если вы берете на офисную работу человека, привыкшего работать в формате хоум-офиса, подробно обсудите с ним необходимость работы в формате «ровно с 9 до 18». Но будьте готовы к его постоянным опозданиям и наперед продумайте, какие меры в связи с этим, будете принимать. Возможно, будет лучше для всех, если вы предложите ему другую должность, или он продолжит поиски работы, с более подходящим ему графиком.
2. Старайтесь поощрять выполнение правил, а не «принимать меры» при их нарушении. Еще бихевиористы (самый известный из них – И.П. Павлов) доказали, что подкрепление желаемого поведения – эффективнее, чем наказание.
3. Формируйте поддерживающую культуру внутри компании. Делайте ставку на сотрудника, для которого дисциплина – ярко выраженная ценность (такие точно есть в любой компании). Обращайтесь к нему за помощью – внутри команды он точно найдет тех, кому его позиция близка. И понемногу, изнутри, они вместе начнут формировать отношение к дисциплине как к норме, а не ограничению.
Смотрите также: Решение задач работодателя через учебные бизнес-кейсы
4. Помните про «Теорию разбитых окон» (она о том, что если в здании разбито одно стекло и никто его не меняет, то через некоторое время в этом здании не окажется ни одного целого окна). В бизнесе это означает, что правила едины для всех – «священных коров» нет. И, если нарушение этих правил допустимо для кого-то одного, вскоре они перестанут быть важны и остальным.
5. Начните с себя. Только своим примером руководитель может вдохновить команду и убедить ее в необходимости соблюдать установенный порядок работы.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?