Как мотивировать сотрудников или подвох «кнута и пряника»
Задача каждого руководителя получить от подчинённого наилучший результат его труда. Следовательно, важно уметь выстраивать правильную систему мотивации работников, чтобы этот высокий результат стал ещё и систематическим. Большинство представителей руководящего состава в нашей стране всё ещё предпочитает знакомый и лаконичный метод «кнута и пряника», где за хорошую работу хвалят, а за плохую наказывают. Только всегда ли такой подход работает? Что считать «пряником», а что «кнутом»? Свою точку зрения на построение системы мотивации порталу HR-tv.ru рассказала бизнес-тренер Анна Козлова.
Одна из лучших, то есть рабочих моделей в реалиях российского бизнеса – типологическая модель мотивации В.И. Герчикова.
Читайте также: Как «поругать» подчиненных, чтобы те не потеряли мотивацию
Она была создана с учётом особенностей нашего менталитета, что существенно повышает её эффективность. Более того, данная концепция решает управленческие, а не психологические задачи.
Модель выделяет 5 типов мотивации, каждый из которых мы рассмотрим ниже. Сразу стоит отметить, что человек может в себе сочетать несколько типов, однако какой-то всё равно превалирует.
1. Инструментальный тип. Для сотрудника этой группы сама работа не является чем-то значимым и ценным, работа – это способ зарабатывания денег и только. Следовательно, такой человек будет отдаваться труду в случае, если тот будет справедливо оплачен. Данный тип редко демонстрирует лидерские качества (в рабочем процессе), инициативу и к обучению относится довольно пассивно. Лучше всего, если заработок напрямую зависит от конкретных достижений и результатов.
Способы стимулирования: в денежной форме
Что делать нельзя: любые виды морального стимулирования; патернализм.
2. Профессиональный тип. Для такого сотрудника содержание работы выходит на первый план: ему важно профессионально развиваться и становиться лучшим в своём деле, чего он чаще всего и добивается. Такой сотрудник предпочитает самостоятельность и свободу, умеет организовывать себя и свой труд. Отличается высоким уровнем инициативы и стремлением к обучению. Начинает скучать, если не давать ему возможности проявить себя. К руководителю относится иронично.
Способы стимулирования: обучение, развитие, расширение обязанностей; в денежной форме; моральные.
Что делать нельзя: н аказывать, угрожать увольнением и т.д.; патернализм.
3. Патриотический тип. Из названия понятно, что для этого сотрудника важно участвовать в реализации общего дела, необходимого компании. Он чувствует себя частью чего-то большого и прекрасного, а следовательно, может работать «за идею». Показывать «стахановские» результаты за благодарность или почетную грамоту – это про него. Главное, создать такому работнику ощущение ценности его деятельности для общего блага компании. Демонстрирует высокую степень инициативности и дисциплины, да и к обучению относится позитивно.
Способы стимулирования: моральные; п атернализм; н егативные (наказания, выговоры и т.п.).
Что делать нельзя (в целом всё делать можно, т.к. выдержит): д енежные стимулирования; карьерные стимулирования.
4. Хозяйский тип. Выражается в осознанном и добровольном взятии на себя ответственности за свою деятельность. Отдаётся работе полностью и выполняет её хорошо, при этом не настаивает на том, чтобы было интересно. Денежная составляющая также не имеет большого значения. Не нуждается в постоянном контроле, крайне самостоятелен. Всё бы хорошо, только таким сотрудником тяжело управлять, он независим и относится к своему труду и рабочему месту, как к своей личной собственности. Следовательно, не любит радикальных перемен в деятельности или смене своей дислокации в офисе, не терпит приказаний и уж тем более наказаний. Инициатива высокая, но только в рамках своего функционала. К обучению относится с долей пренебрежения.
Способы стимулирования: д енежные; у лучшение условий труда; к арьерные.
Что делать нельзя: п атернализм; н егативные стимулирования.
5. Избегательный(Люмпенский) тип. Данный тип вообще предпочёл бы не работать, но, если приходится, то «хоть бы лишний раз не трогали». Мотивация к труду крайне низкая, более того, старается избегать работы, особенно если присутствует личная ответственность. Старается выполнять тот минимум, за который его не накажут. Вот здесь и нужно разворачивать свой «кнут», так как другие варианты особо не работают. Тем не менее такой сотрудник удобен в ряде случаев. Например, он согласится на работу, которую отвергнут другие типы трудящихся. Согласен на низкую оплату труда, единственное, чтобы никто на его уровне не получал больше. Как вы понимаете, инициативой здесь и не пахнет, а к обучению относится показательно негативно. Считается, что в компании должно быть не более 12% люмпенов.
Способы стимулирования: н егативные; п атернализм.
Читайте также: Мотивация на каждом шагу: какая обстановка в команде увеличит производительность
Что делать нельзя: к арьерные стимулирования; д енежные; р асширение обязанностей.
Как же определить своих сотрудников? Первый вариант, присмотреться. Чаще всего доминирующий тип мотивации видно невооруженным взглядом. Второй вариант, провести анкетирование. Третий вариант, позвать специалиста по мотивации, который не только выведет всех на чистую воду, но и даст рекомендации непосредственно для вашей ситуации.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?