Инструменты: современные методики развития EQ
В 1995 году Дэниел Гоулман подарил миру свой бестселлер и ввел в широкие массы понятие эмоциональный интеллект (EQ). Развивать эмоциональный интеллект сегодня – значит делать существенные инвестиции не только в собственную жизнь, но и в карьеру.
Научно доказано: человек, у которого уровень развития эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Людей с высоким EQ считают более успешными, эффективными, продуктивными, по крайней мере, они способны демонстрировать это в своем поведении .
Читайте также: Разум и чувства: как работает EI в бизнесе
В 1990 году Питер Сэловей и Джон Майер выделили четыре составляющие EQ:
- Способность человека распознавать собственные эмоции
- Способность понимать эмоции других людей
- Управление эмоциями
- Использование эмоций для стимуляции мышления
Как определить человека с низким EQ?
Самые ключевые признаки, которые выделяют человека с низким EQ:
- Не способен к эмпатии (сочувствию, сопереживанию);
- Эмоции резко скачут от безудержной радости до глубокой грусти;
- Испытывает растерянность в эмоционально-напряженных ситуациях;
- В любой ситуации склонен винить окружающих;
- Не желает и не умеет говорить в своих чувствах.
Как диагностировать уровень развития EQ?
На сегодняшний день существует 4 типа методик диагностики:
- методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
- методики, где человек оценивает себя сам;
- методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями;
- проективные рисуночные тесты.
Методики развития EQ
Работа по развитию EQ носит комплексный характер: это работа над самосознанием, мотивацией, эмпатией и т.д. Методики развития EQ в основе содержат основы психологии.
- Первая группа методик направлена на развитие эмоционального самосознания. Если вы научитесь понимать собственную мотивацию и поведение, то сможете понять и других.
Проговаривайте каждый день три фразы, которые начинаются словами «Я чувствую себя…», — благодаря этой технике вы постепенно сможете научиться определять свои эмоции и повысить самосознание. Напоминайте себе, что эмоции переменчивы и недолговечны, поэтому не могут быть основой для общения и принятия решений. Размышляйте о том, как негативные эмоции – разочарование, отторжение, гнев или ревность – влияют на ваших коллег, друзей, близких.
Определите ваши страхи и желания. Это поможет лучше понять, что вас беспокоит и движет вами. Проверьте, как вы реагируете на стресс. Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда что-то идет не так, как вы запланировали?
- Вторая группа методик направлена на развитие эмоционального самоконтроля и способности думать, прежде чем действовать.
Не позволяйте себе принимать ту или иную сторону во время офисных и семейных конфликтов. Если ситуация эмоционально трудная и заряженная, отступите на время, не принимайте решение сразу. Проанализируйте ваши эмоции.
Не присоединяйтесь к игре «найди виноватого», не показывайте пальцем на всех и все, что вас окружает. Кроме себя: изучите и примите свои ошибки. Найдите способы, как реагировать на эмоции , которые бы не включали спонтанные реакции или некорректные выражения.
- Третья группа методик направлена на развитие эмпатии.
Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник. Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать. Признавайте тревоги и чувства других людей – дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения.
- Четвертая группа методик развивает мотивацию. Именно мотивация позволяет сохранить страсть к работе и это то, что позволяет человеку следовать своему внутреннему компасу.
В любой негативной ситуации всегда пытайтесь найти положительное. В нашей жизни никогда ничего просто так не происходит. Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Остановитесь, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова. Ищите позитивные моменты.
Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать то, что вы любите в своей работе, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете.
Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов.
Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь. Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей .
Смотрите также: Как развить эмоциональный интеллект
Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. По этим глаголам создайте план на месяц.
- Пятая группа методик направлена на улучшение навыков коммуникации. Умение эффективно общаться – важный аспект эмоционального интеллекта.
Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками. Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной. Старайтесь понять человека, с которым разговариваете. У вас не может быть только одного подхода, который бы срабатывал со всеми на работе.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?