Разум и чувства: как работает EI в бизнесе
Для современного руководителя главным навыком является умение работать с людьми. По сути, эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence) — это единственное, в чем человек может конкурировать с выдвигающимся на авансцену искусственным интеллектом (ИИ). О развитии эмоционального интеллекта и его роли в управлении рассказывает исполнительный директор Лиги содействия развитию подиатрии Ольга Чижевская .
Эмоциональный интеллект вот уже несколько лет — едва ли не самая модная тема для руководителей и рекрутеров. Бестселлер психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональное лидерство» стал настольной книгой управленческой элиты. А в некоторых странах, например, в Швейцарии, курс ЭИ ввели как обязательный в школьную программу.
Читайте также: Дубинку прочь. Эмоциональный интеллект (EQ) для чайников
По моему стойкому убеждению, для современного руководителя равно важны как профессиональная, так и эмоциональная компетентность. Причем, в отличие от IQ, который заложен генетически, свой эмоциональный интеллект человек может регулировать и повышать на протяжении всей жизни.
Как руководителю развивать ЭИ?
Начинать нужно с себя, точнее — с распознавания собственных эмоций. Важно на регулярной основе отслеживать свое эмоциональное состояние, следить за тем, что именно на него влияет. Подобная практика помогает развить в себе ЭИ, в частности, его важнейшие составляющие: эмпатию и интуицию.
Кроме того, лично мне в развитии ЭИ помогают существующие тренинги и обучающие сессии:
Тренинг MBTI
Сейчас и в России немало бизнес-психологов и коучей, помогающих понимать как себя, так и окружающих. Для меня очередной ступенью в развитии ЭИ стал трехдневный семинар MBTI (типология личности Майерс–Бриггс, основанная на постулатах гения аналитической психологии Карла Густава Юнга). Занятия с экспертами помогли научиться предвидеть поведение людей в тех или иных ситуациях, с которыми мы постоянно сталкиваемся в работе. У каждого есть свои сильные и слабые стороны, и это нужно учитывать при выстраивании бизнес-процесса. Одни направления требуют от сотрудников стрессоустойчивости, другие — креативности и т.д.
Ораторское мастерство
Уроки риторики позволяют быть услышанной. Не только на конференциях, но и на общих рабочих собраниях, совещаниях. Умение правильно говорить с аудиторией — один из ключевых навыков для руководителя. Лидер умеет и найти слова, и «зажечь» людей интонационно.
Самостоятельное развитие метакогнитивных способностей
Суть заключается в том, чтобы сформулировать ясное представление о конечной цели и детально ее описать. К примеру, мы хотим расширить взаимодействие с конечным потребителем. Я представляю, как это происходит, как буду вести себя, когда это уже случится. Фиксирую чувство уверенности в результате. Так образ цели накладывается на реальность, и максимально эффективно продумываются шаги на пути к успеху.
В чем руководителю помогает ЭИ?
- Способность распознавать эмоции окружающих, их желания и ожидания, позволяет мне отбирать лучшие кадры для тех задач, которые стоят перед компанией. Интуиция дает дополнительные очки в принятии «своих» людей на работу.
- Создавать эффективную команду. Развитый ЭИ позволяет руководителю грамотно выстраивать бизнес-процессы, отталкиваясь от индивидуальных особенностей людей.
- Удерживать ключевых сотрудников. Задача руководителя развивать отношения с разными людьми и создавать позитивный настрой в коллективе. «Правление» босса с высокой эмпатией и приоритет индивидуального подхода снижает риск выгорания на ключевых позициях.
- Вовремя расставаться с «токсичными» сотрудниками, которые не приносят пользы компании и даже вредны для общего дела. ЭИ позволяет выявить их «подрывную» деятельность на самых ранних этапах.
- «Заряжать» коллектив. Способность руководителя управлять своими чувствами определяет боевой дух команды. Такому руководителю, настоящему идеологу и проводнику ценностей компании, проще «провоцировать» на вдохновение сотрудников, поддерживать «атмосферу азарта» и создавать эффективную мотивацию. Сейчас появилось понятие «Личного бренда» владельца бизнеса. Харизматичный босс привлекает и вдохновляет.
- Повышать KPI. Умение управлять эмоциями других людей и обучать этому мастерству коллег помогает в привлечении новых клиентов и выстраивании с ними долгосрочных отношений. Построение результативного отдела продаж в нашей компании подтверждает это мнение.
- Работать с негативом. Выработанная в ходе эволюции реакция на агрессию — «бить или бежать». Оба эти стереотипа для бизнеса неприемлемы, согласитесь. Развитие ЭИ позволяет «отрабатывать» стереотипные реакции в правильном ключе. Осознание эмоции дает время на то, чтобы взять себя в руки и не поддаться на провокацию.
Почему ЭИ важен именно сейчас?
- Современный бизнес бросает вызов каждый день, а руководители с развитым ЭИ проще адаптируются к переменам. Они легче инициируют изменения в деловом процессе и проще выживают в непрекращающейся турбулентности. Кстати, природное женское умение выражать чувства идет на руку руководителям-женщинам.
- Костяк рабочей силы сегодня составляют миллениалы (люди, рожденные в восьмидесятых-девяностых), они же «игреки». Для них чувства — важнейший вид «топлива». Это поколение желает от компании не только финансовой стабильности, но и психологически здоровой и эмоционально стабильной атмосферы. Управление такими людьми требует от руководителя максимальной эмпатии и ярко выраженной интуиции.
А в заключение хочу сказать, что «включать» эмоциональный интеллект полезно не только на работе . Способность чтения и точного выражения эмоций важны для меня не только как для руководителя, но и как для семейного человека, матери троих детей.
Фото Pexels
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?