Хронический опаздывающий и что с этим делать
Опаздывающий на работу человек, что бы ни говорили, всегда раздражает начальство. Даже если с утра нет никаких важных дел или совещаний, а задерживающийся сотрудник часто перерабатывает, непунктуальность расценивается как нарушение трудовой дисциплины и несоблюдение трудового распорядка. Кроме того, опоздание подчиненного, в глазах окружающих, ведет к снижению статусности начальника. И хотя дисциплина на работе, зачастую, не главное, а во главе угла стоит выполнение поставленных задач, пунктуальность никогда не будет лишней. Так что же делать? Как воспитать ее в сотрудниках?
Для начала нужно определиться, а действительно ли пунктуальность так важна для вас? Может быть незначительные опоздания ваших подчиненных на 5-15 минут не играют роли, ведь они хорошие специалисты, выполняют свои обязанности, сдают задачи в срок и в целом лояльны к корпоративной культуре. В этом случае просто закройте на это глаза и попросите предупреждать, если опоздание, по тем или иным причинам, будет значительным.
Читайте также: Строгая дисциплина – спасение или вчерашний день?
Если же все-таки для вас это важно, нужно разделить опаздывающих сотрудников на две группы: первая – те, кто опаздывает регулярно и независимо от обстоятельств, вторая – опаздывающие по причине различных форс-мажоров.
Поговорим о первой группе постоянно и регулярно опаздывающих. Решение проблемы таких опозданий может быть не быстрым. Самый первый шаг, который приходит на ум – это разговор с подчиненным. В нем не следует ставить ультиматумы. В этой ситуации все зависит от человека и приказной тон его не изменит. Нужно донести до сотрудника выгоды для него, а также почему вам бы хотелось, чтобы он не опаздывал, приводить доводы, говорить о личностной дисциплине. Часто руководитель думает, что сотрудник просто не уважает его, когда постоянно позволяет себе опаздывать, однако о неуважении сотрудник думает в последнюю очередь.
Можно быть уверенным, что он постоянно торопится, но все равно не успевает. Поэтому стоит попытаться выяснить причину опозданий. У всех есть сложности: это могут быть проблемы с транспортом, пробки, необходимость перед работой отвести детей в детские сады и школы и так далее. Если в процессе разговора вы с коллегой определите ключевые точки, может быть решение найдется само или руководитель уже не будет так болезненно относиться к опозданиям, зная, что у человека есть веские причины не успевать.
На практике встречаются и другие способы«коммуникации». Например, в Сети ходит случай в одной из компаний, где опаздывающий сотрудник должен был отжиматься. И даже, несмотря на то, что сотрудник был добровольно согласен на такие условия, этот пример является крайне отрицательным и ни в кое случае не должен лечь в основу вашего общения с подчиненным. Позиция сторон должна быть равноправной, не уничижающей друг друга. Оптимально, когда вы сможете найти компромиссный вариант и договориться.
Если же разговор не помог, и проблема никуда не исчезла, следует эскалировать ее на уровень выше. Это, например, может быть начальник департамента, которому также следует провести встречу с опаздывающим. В большинстве случаев такие переговоры помогают.
Если же ситуация не меняется, далее следуют крайние средства административного воздействия, такие как выговор и т.п. Но это редкость.
Вторая группа опаздывающих – те, кому мешает форс-мажор. Обстоятельства непреодолимой силы бывают у всех по несколько раз в год. Сотрудник должен осознавать, что несмотря на форс-мажор, он потратил время работы компании на себя и должен возместить его. Так что, если ваш сотрудник однажды опоздал на пол дня, ему следует напомнить, что потраченное время – оплачиваемое.
В некоторых компаниях, например, в моей ИТ-компании, проблема части сотрудников решается с помощью корпоративного транспорта. Конечно, транспорт нанят компанией не в целях предотвращения опозданий, а с целью удобного доступа на рабочее место, но опосредованно он решает и эту проблему. Потому что опоздание на шатл влечет за собой опоздание на работу, а такженеобходимость добираться до офиса самостоятельно. Поэтому сотрудники берут волю в кулак и стараются успеть на автобус, который ходит по четкому расписанию и приезжает точно к началу рабочего дня.
Смотрите также: Обзор теории поколений
Таким образом, позитивная мотивация сотрудника на приход вовремя, когда он будет знать, что с него не только спросят за нарушение трудовой дисциплины, но и отблагодарят за ее соблюдение, является оптимальным решением проблем опоздания. Главное – правильная коммуникация.
Фото ICL Services
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?