Декан экономического факультета РУДН: Гибкость обучения является приоритетом

Совет Федерации выдвинул предложение об упразднении болонской системы образования для возвращения к пятилетнему специалитету. Предложение коснулось технических специальностей. По мнению декана экономического факультета РУДН Юрия Мосейкина , вопрос о возвращении старой системы дискуссионный.

Декан экономического факультета РУДН: Гибкость обучения является приоритетом, РУДН, Юрий Мосейкин, Гибкость обучения, упразднение болонской системы образования, болонская системы образования, массовость высшего образования, возврат к специалитету, переход к пятилетним программам в ВУЗе, обновление системы образования, приоритеты в высшем образовании

Изначально болонская система была введена в рамках европейского общего рынка, как недостающий элемент единой системы, где уже существовали свободное перемещение капитала, товаров и услуг и не хватало только свободной миграции рабочей силы. Но для того, чтобы общий рынок труда стал реальностью, нужны были единые стандарты оценивания уровня образования .

Читайте также: Рынок образования. Офлайн, онлайн, нужны ли дипломы работодателю?

С другой стороны, недостаток рабочих рук с определённым уровнем профессиональных компетенций, требовал их ускоренной подготовки, что и решалось четырёхгодичным бакавриатом. Болонская система привела к тому, что бакалавриат, будучи классифицируемым как высшее образование, стал явлением массовым, что и определило один из значимых мировых трендов в системе высшего образования – его массовость.

Есть некоторые сомнения в том, что возврат к пятилетней подготовке хорошая идея. Поступление на первый курс для обучения по заранее утверждённым на 5 лет вперёд программам означает, что, подойдя к 5 курсу, студенты отстанут от того, что происходит в мире. Поскольку стремительно меняются как экономическая среда, так и скорость передачи инновационных разработок в реальный сектор экономики, что опять же перестраивает весь экономический ландшафт.

В целом переход к пятилетним программам возможен, и да, наверно в технической сфере, скорее всего. Но для этого данные направления подготовки обязаны соответствовать ряду факторов:

  • должны обладать гибкостью,
  • быть интегрированы в научно-исследовательский процесс,
  • должны иметь тесную связь с производственным комплексом.

Это означает, что студенты должны, одновременно с получением базовых знаний, участвовать как в научных исследованиях, так и в воплощении результатов этих исследований в производстве. В результате, эти будущие специалисты будут понимать и нужды предпринимателей, народного хозяйства и будут иметь навыки исследовательской, инновационной деятельности. По итогам обучения выпускники будут соответствовать тому уровню, который сформируется спустя 5 лет после поступления на программу.

Возврат к пятилетним программам не должен быть возвратом к советской системе, где научно-исследовательская составляющая отсутствовал в этих программах. В Советском Союзе наука была прерогативой институтов Академии наук, в высшей же школе занимались образованием и подготовкой кадров. На западе это было несколько иначе. Университеты занимались научными исследованиями, эти исследования финансировались, в них принимали участие студенты, которые могли видеть впоследствии результаты своих разработок в их практическом применении. А сами выпускники были потом востребованы на производстве. Сейчас в России мы уже начали перестраивать в таком ключе нашу систему образования.

Но одна из проблем состоит в том, что наша система образования слишком забюрократизирована. В плане того, что каждое действие в рамках программы должно быть задокументировано и должно поддаваться последующей проверке – для проверяющих это важно! Основные образовательные программы должны иметь подробные описания компетенций, что опять же нужно проверяющим.

Для того, чтобы образование было гибким и приносило пользу для предпринимательского сектора - должно быть место творчеству и поиску. Каждая образовательная программа сейчас должна быть прописана с самого начала - с 1 по 4 курс, все дисциплины, объёмы нагрузки, компетенции. За 4 года мир меняется кардинально. Поэтому, поступив на первый курс вы можете думать, что программа популярна и востребована на рынке труда. А через четыре года может оказаться совсем не так. Поэтому гибкость является приоритетом.

Мы сейчас начинаем внедрять элементы гибкости в РУДН. В этом году мы будем вести набор совместно по направлениям экономика и менеджмент. Далее студенты уже будут самостоятельно выбирать свою траекторию дальнейшей специализации, а наша задача предлагать им все новые и новые варианты своего образования, которые подсказывает современная жизнь.

Декан экономического факультета РУДН: Гибкость обучения является приоритетом, РУДН, Юрий Мосейкин, Гибкость обучения, упразднение болонской системы образования, болонская системы образования, массовость высшего образования, возврат к специалитету, переход к пятилетним программам в ВУЗе, обновление системы образования, приоритеты в высшем образовании

По поводу интеграции в научные исследования - здесь процесс должен охватывать две вещи:

Во-первых, сами исследователи должны и преподавать, рассказывать студентам о результатах этих исследований.

Во-вторых, эти исследования должны быть практически ориентированными. А таковыми они могут быть в случае, когда есть запрос от бизнеса. Связка исследований и производственного сектора должна быть прозрачной, понятной и востребованной с обеих сторон. В таком случае пятилетнее обучение имеет место.

Смотрите также: Андрей Шаронов, Сколково: кризис – время перейти в высшую лигу

В других обстоятельствах, мне кажется, что 4-годичная подготовка бакалавров, которые получив базовые знания идут дальше в предпринимательский сектор - более уместна, поскольку на данный момент наше производство удовлетворяется уровнем знаний, которым обладают бакалавры.

Если говорить о массовом производстве, наш малый и средний бизнес - это 20-25% всего предпринимательства. Для них бакалавр - вполне готовый продукт для использования в своей деятельности (сферы торговли, услуги, мелкое производство). Поэтому бакалавры, освоившие бухгалтерию, финансирование, азы инвестирования, логистики - могут найти место в малом и среднем предпринимательстве.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах
Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.