Декан экономического факультета РУДН: Гибкость обучения является приоритетом
Совет Федерации выдвинул предложение об упразднении болонской системы образования для возвращения к пятилетнему специалитету. Предложение коснулось технических специальностей. По мнению декана экономического факультета РУДН Юрия Мосейкина , вопрос о возвращении старой системы дискуссионный.
Изначально болонская система была введена в рамках европейского общего рынка, как недостающий элемент единой системы, где уже существовали свободное перемещение капитала, товаров и услуг и не хватало только свободной миграции рабочей силы. Но для того, чтобы общий рынок труда стал реальностью, нужны были единые стандарты оценивания уровня образования .
Читайте также: Рынок образования. Офлайн, онлайн, нужны ли дипломы работодателю?
С другой стороны, недостаток рабочих рук с определённым уровнем профессиональных компетенций, требовал их ускоренной подготовки, что и решалось четырёхгодичным бакавриатом. Болонская система привела к тому, что бакалавриат, будучи классифицируемым как высшее образование, стал явлением массовым, что и определило один из значимых мировых трендов в системе высшего образования – его массовость.
Есть некоторые сомнения в том, что возврат к пятилетней подготовке хорошая идея. Поступление на первый курс для обучения по заранее утверждённым на 5 лет вперёд программам означает, что, подойдя к 5 курсу, студенты отстанут от того, что происходит в мире. Поскольку стремительно меняются как экономическая среда, так и скорость передачи инновационных разработок в реальный сектор экономики, что опять же перестраивает весь экономический ландшафт.
В целом переход к пятилетним программам возможен, и да, наверно в технической сфере, скорее всего. Но для этого данные направления подготовки обязаны соответствовать ряду факторов:
- должны обладать гибкостью,
- быть интегрированы в научно-исследовательский процесс,
- должны иметь тесную связь с производственным комплексом.
Это означает, что студенты должны, одновременно с получением базовых знаний, участвовать как в научных исследованиях, так и в воплощении результатов этих исследований в производстве. В результате, эти будущие специалисты будут понимать и нужды предпринимателей, народного хозяйства и будут иметь навыки исследовательской, инновационной деятельности. По итогам обучения выпускники будут соответствовать тому уровню, который сформируется спустя 5 лет после поступления на программу.
Возврат к пятилетним программам не должен быть возвратом к советской системе, где научно-исследовательская составляющая отсутствовал в этих программах. В Советском Союзе наука была прерогативой институтов Академии наук, в высшей же школе занимались образованием и подготовкой кадров. На западе это было несколько иначе. Университеты занимались научными исследованиями, эти исследования финансировались, в них принимали участие студенты, которые могли видеть впоследствии результаты своих разработок в их практическом применении. А сами выпускники были потом востребованы на производстве. Сейчас в России мы уже начали перестраивать в таком ключе нашу систему образования.
Но одна из проблем состоит в том, что наша система образования слишком забюрократизирована. В плане того, что каждое действие в рамках программы должно быть задокументировано и должно поддаваться последующей проверке – для проверяющих это важно! Основные образовательные программы должны иметь подробные описания компетенций, что опять же нужно проверяющим.
Для того, чтобы образование было гибким и приносило пользу для предпринимательского сектора - должно быть место творчеству и поиску. Каждая образовательная программа сейчас должна быть прописана с самого начала - с 1 по 4 курс, все дисциплины, объёмы нагрузки, компетенции. За 4 года мир меняется кардинально. Поэтому, поступив на первый курс вы можете думать, что программа популярна и востребована на рынке труда. А через четыре года может оказаться совсем не так. Поэтому гибкость является приоритетом.
Мы сейчас начинаем внедрять элементы гибкости в РУДН. В этом году мы будем вести набор совместно по направлениям экономика и менеджмент. Далее студенты уже будут самостоятельно выбирать свою траекторию дальнейшей специализации, а наша задача предлагать им все новые и новые варианты своего образования, которые подсказывает современная жизнь.
По поводу интеграции в научные исследования - здесь процесс должен охватывать две вещи:
Во-первых, сами исследователи должны и преподавать, рассказывать студентам о результатах этих исследований.
Во-вторых, эти исследования должны быть практически ориентированными. А таковыми они могут быть в случае, когда есть запрос от бизнеса. Связка исследований и производственного сектора должна быть прозрачной, понятной и востребованной с обеих сторон. В таком случае пятилетнее обучение имеет место.
Смотрите также: Андрей Шаронов, Сколково: кризис – время перейти в высшую лигу
В других обстоятельствах, мне кажется, что 4-годичная подготовка бакалавров, которые получив базовые знания идут дальше в предпринимательский сектор - более уместна, поскольку на данный момент наше производство удовлетворяется уровнем знаний, которым обладают бакалавры.
Если говорить о массовом производстве, наш малый и средний бизнес - это 20-25% всего предпринимательства. Для них бакалавр - вполне готовый продукт для использования в своей деятельности (сферы торговли, услуги, мелкое производство). Поэтому бакалавры, освоившие бухгалтерию, финансирование, азы инвестирования, логистики - могут найти место в малом и среднем предпринимательстве.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно
Что Вы думаете об этом?