Formatta разработала систему оценки для функции продаж и маркетинга компании «Свеза»
«Свеза» — крупнейший в мире производитель берёзовой фанеры. В 2020 году одной из задач компании стал фокусный рост профессионального уровня сотрудников, который в том числе должен обеспечить достижение стратегических целей. Приоритетной в этом плане стала функция продаж и маркетинга: необходимо было спланировать точечные траектории развития для её сотрудников. Для начала нужно было чётко понимать, каковы их сильные стороны, и определить области развития — как по функции в целом, так и по каждому человеку. Решением стала система оценки, разработанная консалтинговой компанией Formatta.
О реализации проекта рассказывает Станислав Павлов , директор R&D Formatta.
Проект Formatta претендует на победу в номинации Level Up бизнес-премии WOW PRO .
Читайте также: Новый менеджмент. Какие прогрессивные практики «живой организации» используют в «Прогулке в темноте»
Предпосылки создания проекта
В 2020 году компания «Свеза» сформулировала одной из своих ключевых целей фокусное развитие сотрудников различных функций: продаж и маркетинга, инвестиций, логистики и закупок. Приоритетной стала функция продаж и маркетинга — как подразделение, которое работает на первой линии взаимодействия с клиентом. Чтобы определить, каких именно знаний и навыков сотрудникам не хватает, требовалось провести комплексную оценку: как профессиональных компетенций, так и управленческих — по модели компетенций компании.
Цели и задачи проекта
Решением задачи стала разработанная компанией Formatta комплексная методология оценки, включающая различные инструменты. Специфика проекта состояла в том, что разделить внутри функции продаж и маркетинга профессиональные и управленческие компетенции очень сложно, поэтому стандартная схема, когда мы оцениваем soft skills ассесмент-центром, а hard skills — профессиональными тестами, не подходила.
При разработке системы оценки мы отталкивались не от типа компетенций («эту компетенцию меряем ассесментом, эту — кейс-тестом»), а исходили от наполнения самих компетенций, использовали смешанный подход, при котором нет границы между инструментами, измеряющими компетенции.
Задачи проекта
- Разработать систему оценки для отбора и развития сотрудников функции продаж и маркетинга.
- Провести оценку текущих сотрудников по разработанной процедуре.
- Передать клиенту методологию оценки и обучить самостоятельному использованию оценочных процедур и инструментов.
Команда проекта
Свеза — источник информации: эксперты со стороны функции выступили носителями знаний. Их опыт и знания легли в основу тестов знаний, кейс-тестов, практических заданий и симуляционных кейсов. Всю информацию у внутренних экспертов компании мы собирали на интервью с ключевыми сотрудниками; коллеги из «Свезы» также участвовали в оценочных процедурах, дополняя оценку отраслевой экспертизой и взглядом от бизнеса.
Formatta — роль методологов, организаторов, разработчиков системы оценки и оценочных инструментов. На стороне Formatta также передача коллегам из «Свезы» технологии проведения оценки: обучение использованию инструментов, совместная оценка.
Разработка и внедрение продукта
Formatta разработала процедуру оценки для сотрудников функции продаж и маркетинга «Свезы», включающую комплексный набор инструментов:
- Для проверки знаний, описанных в модели компетенций компании, разработали тесты знаний. Они состояли из вопросов на проверку ключевых для функции теоретических основ, например: цепочка создания стоимости продукта, структура рынка с его основными клиентами и конкурентами.
- Для оценки того, насколько сотрудники владеют необходимыми моделями поведения, разработали кейс-тесты:
- для алгоритмизируемых задач, где важны не только знания того, как делать, но и демонстрация непосредственных навыков, мы разработали практические задания. Например, завести контракт в системе SAP, составить техническую спецификацию.
- чтобы оценить владение необходимыми моделями поведения для компетенций, предпогалагающих неалгоритмизированное поведение, — разработали полноценные симуляционные кейсы. Например, разработать и презентовать стратегию продаж на 5 лет.
После разработки оценочных инструментов Formatta вместе с экспертами из «Свезы» провела комплексную оценку сотрудников функции продаж и маркетинга.
За счёт такого подхода к оценке мы получили всестороннюю картину: не просто проверили уровень знаний или навыков, но посмотрели, насколько модели поведения сотрудников соответствуют принятым в компании. Такая разносторонняя оценка очень точечно подсветила, в каких конкретно ситуациях сотрудник чувствует себя неуверенно, каких именно знаний и навыков ему не хватает. За счёт этого компания разрабатывает фокусные программы развития как в целом для функции, так и для каждого участника оценки: учит ровно тому, чего не хватает, выводит функцию на необходимый уровень через точечный микролернинг.
Смотрите также: «BNS на стиле» повысил KPI персонала
Formatta передала методологию оценки внутренним экспертам «Свезы». Для этого были разработаны подробные чек-листы, оценочные формы и руководства для наблюдателей оценки — для каждого типа инструмента. Первые итерации оценки проводили вместе: консультанты Formatta и эксперты «Свезы». Задача консультантов состояла в том, чтобы контролировать соблюдение методологии оценки. Участие внутренних экспертов углубило оценку отраслевыми знаниями и взглядом от бизнеса.
Результаты
- Разработаны процедура и инструменты оценки: тесты знаний, кейс-тесты, практические задания и симуляционные кейсы.
- Проведена оценка сотрудников функции продаж и маркетинга, выделены как индивидуальные, так и групповые области для развития.
- Методология передана клиенту, внутренние эксперты «Свезы» готовы к самостоятельному проведению оценки по разработанной методологии.
На сентябрь 2021 года по разработанным алгоритмам и инструментам завершена оценка сотрудников функции продаж и маркетинга, по итогам оценки компания определяет направления развития и планирует развивающие мероприятия. Совместная работа Formatta&«Свеза» продолжается — в рамках масштабного проекта мы разрабатываем инструменты оценки для функции инвестиций, на очереди — функция логистики и закупок.
Фото Formatta
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Если ваша компания разработала и внедрила интересный и эффективный продукт, расскажите об этом на конференции WOW PRO 2021 .
{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}
Что Вы думаете об этом?