Безопасный выход: как подстраховать компанию при возвращении в офис
Пандемия и режим самоизоляции поставили перед HR много вопросов. Один из них решается прямо сейчас — что делать с удаленной работой? За время карантина проведено достаточно исследований, общий вывод которых — почти все компании так или иначе планируют использовать дистанционный труд дальше и даже применять его как базовый. Недаром уже есть законопроект, в котором описываются три его вида: обычный, временный и комбинированный.
Нюанс и в том, что ТК РФ не фиксирует, кто должен быть на месте, а кто — нет. Каждый определяет сам. Конечно, есть сферы и специальности, где удаленка невозможна: производство, услуги, водители, курьеры. Но есть и другая группа, которая успешна на «дистанте» независимо от кризиса: юристы, бухгалтеры, IT. Хотя в любом случае иногда поездки в офис будут нужны.
Читайте также: Безопасность труда – это не то, о чем надо задумываться только во время ЧП
Но возвращать всех в любом случае лучше постепенно. Сначала тех, без кого офис не будет работать. В числе первых возвращаются руководители, ведь главные вопросы требуют личного участия. Потом тех, кто обеспечивает жизнедеятельность офиса и неотложное взаимодействие с клиентами. А далее в спокойном режим можно возвращать и остальных.
Для этой задачи возможна хорошая альтернатива — приглашать людей в офис на 1-3 дня в неделю, остальные дни разрешая работать из дома. Это и есть комбинированный дистанционный труд. Если такой формат будет эффективным, спустя какое-то время его можно оставить на постоянной основе. Главное — иметь возможность без лишнего напряжения обеспечить безопасные условия труда. Если существуют требования и ограничения, легче их выполнять для 50 человек, чем для 500.
Первая задача при возвращении — подготовить офис. Очевидно, что меры предосторожности еще будут действовать. Для удобства понимания возьмем столичные требования. Похожие правила действуют в Подмосковье и Санкт-Петербурге, но в каждом регионе необходимо смотреть местные указы и постановления.
Первая московская мера — дистанция в 1,5 метра между людьми. В офисе мы рекомендуем считать расстояние между столами, а не людьми. Для open space пригодится другая рекомендация Роспотребнадзора — до 5 человек на 50 кв.м или построить перегородки на столах. Лучше сделать разметку для соблюдения дистанции в местах общего доступа (кухня, переговорные, туалет) и нанести ее перед входом. Само помещение желательно проветривать каждые два часа.
Далее придется иметь в наличии градусники, маски, перчатки и т.д. Причем лучше сделать запас хотя бы на пять дней. Согласно столичным правилам, измерять температуру сотрудникам надо каждые четыре часа. Не забудьте также вести журналы учета средств защиты и данные о температуре: Роспотребнадзор уже начал проверять работодателей — соблюдают ли они правила и рекомендации. Хотя плановые проверки пока под запретом, внеплановые никто не отменял. Жалоба работника или заболевший коронавирусом работник могут стать причиной внезапного визита.
Также столичные власти обязали предприятия каждые 15 дней проводить тестирование 10% персонала на наличие вируса и антител. Правда, обещали субсидировать затраты. Как долго будет действовать это правило, неизвестно. Хотя, насколько мы знаем, в регионах такого требования нет.
Для удобного возвращения мы рекомендуем разбить график работы и время приема пищи, допустим, на интервалы по 15 минут, чтобы люди приходили по очереди и не скапливаясь . Если кухня маленькая, можно для приема пищи организовать дополнительное помещение.
При всем при этом надо учитывать один нюанс: требования закона существуют, но компания не может принимать меры безопасности без согласия сотрудников. Формально на каждое действие нужно согласие человека, а это не всегда возможно. А вот ознакомить с правилами по почте, повесить таблички, объявления — вполне по силам. Цель этих действий одна — снять риски с компании.
Кстати, в столице действовало и еще одно правило, касающееся «льготных категорий», к которым относили сотрудников старше 65 лет, беременных женщин, людей с хроническими заболеваниями и т.д. Для них были введены дополнительные нормы: запрет быть на работе во время самоизоляции, запрет на проведение тестирования и т.д. Поэтому лучше еще раз изучить правила в конкретном регионе.
А еще людям нужно сообщить, что ответственность не только на компании, но и на самом работнике. Если у сотрудника обнаружена температура, компания обязана отправить работника домой и/или вызвать скорую помощь, провести дезинфекцию помещений. Но человек может и отказаться уйти. В таком случае он и рискует получить штраф согласно КоАП, и просто подвергает риску других людей.
Кроме того, нельзя забывать о мероприятиях по охране труда. Неправильно думать, что карантин приостановил их. Если сейчас нужен первичный, повторный и т.д. инструктажи, обучение по охране труда, аттестация и т.д — их надо проводить. Сделать это можно и удаленно, получив ответ от работников — по e-mail, а потом собрать подписи лично. То же самое касается и медосмотров: если нет отдельных ограничений, проводить их необходимо по плану .
Смотрите также: Программа поддержки сотрудников от Unilever
Очевидно, что у компании появятся дополнительные расходы — на те же маски, перчатки и санитайзеры. Но надеемся, их удастся компенсировать. Минтруд предложил учитывать эти расходы как обеспечивающие охрану труда, средства за которые можно получить в качестве выплат из ФСС.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?