А что, если уволить 10% персонала?
Увольнять, чтобы расти. Курс, взятый компаниями на повышение продуктивности, не теряет своей актуальности и в этом году, отмечают эксперты. Следует ли применять радикальные меры, если "полумягкие" не сработали? Портал HR-tv.ru обратился за советами к Джону Шоул у , спикеру и консультанту по внедрению сервисной стратегии, автору книг и обучающих программ по сервису, основателю и президенту Service Quality Institute.
- Джон, что нужно делать, чтобы продуктивность компании не только не падала, но постоянно увеличивалась?
- Джек Уэлч, бывший председатель Совета директоров и генеральный директор General Electric, дал такой совет, как повысить продуктивность всей компании: каждый год увольняйте 10% своего персонала. Уэлч был известен своими радикальными мерами в менеджменте, но в этом HR-совете есть здравое зерно, и к нему стоит прислушаться. Глава GE делил штат на три категории сотрудников: лучшие (20% от всего персонала), середнячки (70%) и те, кто не справляется. Последние как раз и составляют 10%. Если люди работают плохо, с ними нужно расставаться.
Уверен, что каждая компания должна серьезнее относиться к процессу подбора персонала, а затем отслеживать их работу. Если сотрудник не тянет, нужно ему помочь - провести обучение и коучинг. Часто это решает проблему. Если же ничего не помогает, человека нужно отпускать. Пусть он работает у конкурентов.
Читайте также: 9 золотых цитат от гуру сервиса Джона Шоула
- Насколько опасны непроизводительные сотрудники?
- Непроизводительный и некомпетентный персонал намного опаснее, чем вы думаете. Это мины замедленного действия, которые подрывают компанию изнутри. Нанимая сотрудника, забудьте о закрытии вакансии. Ваша цель не в том, чтобы взять человека на должность, а в том, чтобы найти суперзвезду. Да, это требует больше времени и ресурсов, но взять на работу первого попавшегося в итоге будет стоить дороже для бизнеса. Многие забывают о том, что увольнение непродуктивного сотрудника тоже стоит денег, особенно если его нужно заменить. Помните об этом, когда берете на работу всех подряд.
Представьте, что вы взяли на работу сотрудника, который не умеет и не хочет общаться с клиентами. Естественно, клиенты будут недовольны негативным опытом общения с вашей компанией. Что дальше? Негатив запоминается больше позитива, - об этом пишет психолог Рой Баумайстер, и его мнение подтверждено исследованиями.
Негатив влияет не только на клиентов, но и в первую очередь на сослуживцев. Существует исследование под названием “Гнилые яблоки”, проведенное командой американских психологов под руководством Уилла Фелпса, Теренса Митчелла и Элайзы Байнгтон. Они хотели понять, как влияет на коллектив присутствие людей с негативным отношением. Выяснилось, что всего один апатичный, грубый или пессимистично настроенный человек снижает продуктивность всего коллектива на 30%-40%. При чем тут яблоки? Представьте, что у вас в корзине одно гнилое яблоко - вскоре все яблоки станут гнялыми. Это заразно. Так же и с сотрудниками.
Читайте также: Свяжитесь с собственной компанией - и вы будете удивлены
- Есть ли показательные примеры из вашей практики?
- Да, мне тоже приходится учиться на ошибках. Несколько лет назад умер наш главный бухгалтер, человек, который проработал с нами очень давно. Его помощница убедила всех нас, что прекрасно подходит на освободившееся место. У нее была репутация негативного человека, но, поколебавшись, в итоге я согласился. Это была моя ошибка. В течение последующих двух лет она не только портила атмосферу в коллективе, но и занималась финансовыми махинациями - мы лишись более 300 тыс. долл. Поэтому вот вам мой совет: доверяйте своей интуиции, не надейтесь, что плохое станет хорошим, и все проверяйте.
- Джон, каких принципов нужно придерживаться, работая над продуктивностью?
- Нужно учесть несколько важных моментов:
- Каждый сотрудник должен иметь шанс исправиться;
- Увольнять нечестных сотрудников легко - увольнять непроизводительных сложнее;
- Иногда увольнение сотрудника - это единственный выход;
- Продолжать нанимать непроизводительных людей плохо и для вашего бизнеса, и для них самих.
GE отказалась от формального ранжирования сотрудников около 10 лет назад, но думаю, что принципы Джека Уэлча будут полезны и сегодня. Да, увольнять людей и говорить "нет" непросто, но подумайте, какой ущерб неправильные люди могут нанести вашему бизнесу.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?