«Однолюб»: плюсы и минусы сотрудника, работающего в компании более 10 лет

Рынок труда сильно изменился за последние …цать лет. Наши родители (и их родители) после вуза работали по распределению и прямо с производства уходили на заслуженную пенсию. В наше время нет ни распределения, ни целевой аспирантуры, ни тем более пожизненной работы на одном предприятии.

Анастасия Щеколдина, РОСТЕСТ, Сотрудники-«однолюбы»: преимущества и недостатки сотрудника, который работает в компании более 10 лет, преданный сотрудник, пожизненная работа на одном месте, пожизненная работа на одном предприятии,

Молодые специалисты смело строят свою карьеру, меняя небольшие компании на крупные, исполнительские должности - на руководящие, стремясь каждый раз на входе получить более интересные условия по оплате и социальному пакету. И такая тенденция вполне в тренде - соответствует современному ритму жизни и развитию технологий. Как же в такой ситуации относиться к сотрудникам, которые давно работают в одной компании? Это хорошо или плохо?

Читайте также: Сотрудники бывают разные – «красные», «зеленые», «синие»

На этот вопрос можно взглянуть как минимум с трех сторон: глазами компании, в которой работает сотрудник, с позиции рынка труда и самого сотрудника.

Со стороны компании основные преимущества такого сотрудника очевидны: преданность, надежность, стабильность. Он является носителем традиций и корпоративной культуры. Помнит, как все начиналось, обладает уникальными знаниями и может выступать мудрым наставником для новичков. На такого сотрудника можно положиться в трудные для компании времена - из чувства сопричастности он может довольно долго работать «на голом энтузиазме», не требуя ничего взамен.

Его лояльность к нынешнему месту работы распространяется и на внешние коммуникации - он говорит о ней друзьям, знакомым, в социальных сетях, гордится своей компанией. Сотрудника, долго и успешно работающего на одном предприятии, стоит поощрять за выслугу лет - например, отмечать каждые 5-10 лет работы, награждая памятными значками, грамотами, подарочными сертификатами. Можно также предоставить ему внеочередной отпуск или выплатить ощутимую премию.

Но работодатель должен учитывать и другую сторону проявлений сотрудника-«однолюба»: сопротивление изменениям, общая расслабленность, активное участие в «сарафанном радио». Он, как правило, не готов выйти из зоны комфорта – меняться, развиваться, осваивать что-то новое; держится за свое «теплое» место. Ему удобнее работать по принципу «мы так делали всегда». Зашоренность взглядов и отсутствие альтернативного опыта мешает подняться над ситуацией и оптимизировать работу.

Как старожил, сотрудник позволяет себе «незначительные» послабления в соблюдении корпоративных правил - начиная от дисциплины труда и дресс-кода, заканчивая невыполнением распоряжений руководства (если они, с его точки зрения, недостаточно аргументированны и не совпадают с его видением ситуации). Такой сотрудник зачастую является носителем и даже рупором неформальной корпоративной культуры («сарафанное радио») и формирует нужное ему отношение к новым сотрудникам, инициативам, нововведениям. Как можно использовать такие проявления в «мирном русле»?

Например, перевести его в статус эксперта-консультанта, чья профессиональная позиция учитывается при принятии решения, но не является решающей. Или сделать официальным сообщество, входящее в «сарафанное радио», и через него продвигать полезные для компании решения.

Работодателю следует учитывать и сильные, и слабые стороны сотрудника-«однолюба». При правильном позиционировании старожилы становятся основой для построения структуры бизнеса. При этом выслуга лет не всегда синоним профессионализма и незаменимости. Если компания находится в стадии изменений, вреда от бездействия или даже противодействия таких сотрудников может быть гораздо больше, чем пользы от их надежности.

Что касается рынка труда. Соискатель с резюме, которое не пестрит частыми сменами компаний, внушает работодателю определенную уверенность в том, что на новом месте он будет трудиться так же долго и основательно. Такой соискатель четко знает, чего он хочет и умеет расти внутри одной компании профессионально и карьерно. Вместе с тем рынок быстро меняется, и у специалиста, чей опыт приобретен только в ракурсе одной компании, не столь широкий перечень компетенций и наработок, чем у его коллеги, имеющего опыт решения разных кейсов в разных компаниях.

Поэтому найм таких специалистов обоснован, прежде всего, для профильных вакансий, требующих стабильного качества выполнения задач, соблюдения регламентов и процедур. Кроме того, длительная работа на одном месте может означать отсутствие амбиций, страх изменений, плохие адаптивные навыки. Если в планах у компании революционный скачок, работа на опережение – то лучше сделать ставку на тех, кто успешно реализовал  себя в нескольких компаниях и сферах деятельности. Их мобильность и гибкость значительно важнее стабильного и размеренного подхода «однолюбов».

С точки зрения самого специалиста , долго работающего на одном месте, важно учитывать, что все, чего он достиг, особенно ценится именно в рамках данной компании. Выйдя на рынок труда через 10-15 лет работы в одной организации, он может оказаться не у дел, т.к. имеет узкопрофильный специфичный опыт и на его статус влияет авторитет, наработанный в данной компании.

Поэтому, работая в одной организации, важно не стоять на месте, а постоянно повышать квалификацию, отслеживать изменения, которые происходят в вашей профессиональной области, инициировать новые проекты в смежных сферах, щедро делиться опытом с новичками, не боясь конкуренции. Тем самым становиться бесценным сотрудником-универсалом, которого можно привлечь к различным задачам как внутри компании, так и во вне.

Анастасия Щеколдина, РОСТЕСТ, Сотрудники-«однолюбы»: преимущества и недостатки сотрудника, который работает в компании более 10 лет, преданный сотрудник, пожизненная работа на одном месте, пожизненная работа на одном предприятии,

Есть еще один взгляд на «однолюбов» – это те, кто меняются, «не изменяя» своей компании. Например, специалисты, работающие в консалтинге и услугах, растут профессионально за счет разной специфики клиентов.

Смотриите также: Работа как образ жизни, ч. 1. О карьере

Сотрудники территориально распределенных компаний ротируются в филиалы и строят бизнес с учетом региональной специфики. Проектные и start-up специалисты выбирают для себя возможности развития через  решение сложных нестандартных задач. Главное – любить свою профессию и выбрать компанию, с которой вам по пути.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.