В вузах не смогли выполнить майский указ президента по повышению зарплат
Аудиторы Счетной палаты выяснили, что во многих вузах так и не смогли выполнить майский указ президента 2012 года в части повышения заработной платы преподавателей и научных сотрудников. К таким выводам специалисты палаты пришли, проанализировав эффективность расходования вузами средств федерального бюджета на образовательные программы. Всего Счетная палата проверила 209 образовательных организаций и 17 федеральных органов исполнительной власти, за которыми закреплены эти вузы.
Согласно майскому указу президента от 2012 года, в регионах к 2018 году надлежало обеспечить повышение заработной платы преподавателей вузов и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. Однако выполнить указ смогли далеко не все вузы. Как рассказали Forbes в Счетной палате, общий уровень заработных плат преподавателей вузов и научных работников и правда вырос за последние шесть лет, но их итоговое повышение не соответствует уровню, установленному указом президента.
Так, по данным за первое полугодие 2018 год, необходимые показатели заработной платы преподавателей вузов не были достигнуты в 45 учреждениях по всей стране, а показатели зарплаты научных работников — в 54 учреждениях (из них 22 подведомственны Министерству культуры). В 2017 год таких вузов было 52 и 75 соответственно.
Что касается географии, то «отстающие» вузы, по данным за 2017 год, были расположены в Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае, Курганской и Московской областях и еще в 41 городе (в 46 в случае с научными сотрудниками) России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.
Невидимый рост зарплат
У многих вузов просто нет денег на повышение зарплат, считает ректор РЭШ Рубен Ениколопов. Из-за нехватки средств некоторым вузам в итоге приходится «подрисовывать» статистику. «Не секрет, что в огромном количестве вузов требования по повышению средних зарплат были выполнены за счет игры с количеством ставок, на которых работают преподаватели, и за счет роста зарплат у небольшого количества профессоров, приближенных к администрации», — объясняет Ениколопов. Те же, кто оказался честным и не стал играть со статистикой, и оказались среди не выполнивших указ, считает он.
Как объяснили Forbes в Министерстве культуры, за которым оказалось закреплено наибольшее количество вузов-«штрафников», невыполнение поставленной цели связано с тем, что Минобрнауки не дало вузам Минкультуры той суммы, которая была необходима для повышение зарплаты профессорско-преподавательского состава. Из-за этого уровень зарплаты профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников исходя из места расположения вуза (вузы Минкультуры России расположены только в 28 регионах, при этом около половины учреждений в Москве и Санкт-Петербурге) составляет не 200%, а 180-185%.
Указ президента по части повышения зарплат был выполнен лишь на бумаге, говорит первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Я знаю один московский вуз, который финансируется из федерального бюджета и который решает вопрос о выполнении майского указа просто — при помощи перевода преподавателей на четверть ставки. Средства по этой ставке рассчитываются исходя из указа, а все остальное начисляется сотруднику при помощи допсоглашения. В итоге человек зарабатывает столько же, сколько раньше, а указ считается выполненным», — рассказывает Смолин.
Однако причины того, что вузы не смогли выполнить указ, могут быть и более прозаичными, считает финансовый директор РАНХиГС Александр Ефремов. Проблема может крыться в особенностях подсчетов. Так, в 2018 году средняя заработная плата научно-педагогических работников должна составлять 200% от средней начисленной заработной платы по экономике региона, но данные Росстата по средним зарплатам публикуются с задержкой во времени. «Поэтому часто получается, что вуз просто не знает, какой уровень в денежном выражении должен быть достигнут, а производить выплаты с запасом не у всех есть возможность. Так что, возможно, многие вузы просто не успевают начислять необходимый размер заработной платы», — предполагает Ефремов.
Общая неэффективность
Помимо проблем с выполнением майского указа аудиторы Счетной палаты также указали на общий уровень неэффективности расходования средств многими вузами. Так, затраты вузов на модернизацию материально-технической базы и развитие университетов ежегодно сокращаются, а это опасно, так как «может привести к снижению качества высшего образования в стране».
Государство, вместо того, чтобы сократить количество бюджетных мест в вузах и увеличить плату за одного студента, продолжает оплачивать образование абсолютно неподготовленных студентов, рассказывает Рубен Ениколопов. Отсюда и неэффективность расходования средств. «Все делается только ради того, чтобы избежать закрытия неэффективных вузов и факультетов», — сетует он.
Однако не все выводы аудиторов опрошенные Forbes специалисты считают бесспорными. Среди спорных выводов — мнение Счетной палаты о неэффективных тратах вузов на научные работы и исследования, так как всего 6,4% проанализированных вузов получают доходы от использования результатов интеллектуальной деятельности. «В такой постановке вопроса аудиторы по сути предлагают признать неэффективными траты на фундаментальную науку, что категорически неверно. Если бы все научные исследования немедленно приносили прибыль, то государственное финансирование вообще не было бы нужно», — считает Ениколопов. Не каждая научно-исследовательская работа предполагает мгновенное коммерческое применение, соглашается и Александр Ефремов. Так что к оценке научных трудов нужно подходить с другими критериями. Однако, признают они, увеличить долю прикладных исследований в вузах стоило бы.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна