Нездоровая конкуренция в коллективе приводит к потере молодых специалистов

41% молодых специалистов в возрасте от 18 до 27 лет сталкивались с нездоровой конкуренцией, включающей травлю и газлайтинг, в начале своей карьеры. В большинстве случаев это привело к стрессу, профессиональному выгоранию, снижению вовлеченности и качества работы, а также к увольнению.

Как показало исследование экспертов кадровой компании UTEAM, наиболее распространенной формой недобросовестной конкуренции на рабочем месте, с которой сталкиваются начинающие специалисты, является распространение сплетен о них — с этим столкнулись 79% опрошенных. В 59% случаев начало карьеры сопровождается недостатком или полным отсутствием поддержки со стороны более опытных коллег. 34% молодых специалистов испытали на себе намеренные действия, направленные на подрыв их работы, а 27% респондентов столкнулись с чрезмерным давлением со стороны коллектива. Реже всего недобросовестная конкуренция проявляется в виде открытых жалоб и критики (9%), бойкота (6%), публичных унижений и газлайтинга (4%).

Как объяснила Ирина Антоненко, руководитель отдела по подбору персонала кадровой компании UTEAM, под нездоровой конкуренцией на работе подразумеваются «гонка» и соперничество между коллегами с применением не самых честных методов для достижения успеха на профессиональном поприще. Целью является не общий результат компании или отдела, а личная победа конкретного сотрудника, похвала от руководителя, премирование и продвижение по карьерной лестнице. Возникновение подобных ситуаций внутри коллектива не только отрицательно сказывается на профессиональном развитии молодых специалистов, но и чревато негативными последствиями для бизнеса в целом.

Размышляя о причинах возникновения нездорового соперничества в начале карьеры, 56% молодых специалистов указали на стремление коллег к быстрому успеху, 46% — на отсутствие менторства и поддержки на начальных этапах, 37% — на нечеткие критерии оценки в период испытательного срока, а 31% — на высокие требования к кандидатам. Среди других факторов, способствующих профессиональным конфликтам, респонденты отметили ограниченное количество рабочих мест (28%) и культуру соперничества в организации (26%). Реже всего участники опроса упоминали разницу в возрасте (19%) и личную неприязнь (17%).

Подавляющее большинство молодых специалистов (72%), которые испытали на себе несправедливую конкуренцию на работе, столкнулись со стрессом и профессиональным выгоранием. 53% также отметили, что на фоне сложных отношений с коллективом у них снизилось качество работы. У 22% недопонимание вылилось в открытый конфликт с коллегами. При этом только 14% сообщили, что привлекли руководство для урегулирования ситуации. 7% начинающих специалистов приняли решение уволиться и найти другое место работы.

По данным Центробанка РФ на конец 2024 года, 69% предприятий испытывали дефицит кадров (на начало года – 65%). Предприятия, участвующие в мониторинге Банка России, сообщали об ухудшающейся обеспеченности трудовыми ресурсами в течение большей части 2024 года практически во всех крупных отраслях. При этом молодежь, столь привлекательная в глазах большинства работодателей, сегодня является одной из самых малочисленных возрастных когорт. Так, по данным Росстат на начало 2024 года, люди в возрасте 20-29 лет составляют лишь 10% от всего населения страны, в то время как на категорию 60+ приходится 24% населения.

0

Рекомендуемые материалы

Кира Хаин
Корпоративная культура как двигатель бизнес-стратегии: от модели Culture Web к авторской методологии изменений

Корпоративная культура — это не просто сформулированные ценности, миссия или создание атмосферы для сотрудников, это ядро бизнеса, которое влияет на его эффективность, вовлеченность сотрудников и способность компании адаптироваться к изменениям. Однако в России до сих пор распространено заблуждение, что корпоративная культура сводится к тимбилдингу и корпоративным мероприятиям. В этой статье Кира Хаин, магистр HR, эксперт по корпоративной культуре, лидерству и управлению персоналом, разберет, как корпоративная культура влияет на реализацию бизнес-стратегии, почему она может стать либо ее опорой, либо главным препятствием, а также рассмотрит как исследовать и изменить культуру с помощью модели Culture Web.