Компании инициируют хантинг у конкурентов из-за неготовности вкладываться в обучение персонала

Большинство рекрутеров российских компаний хантят работников у конкурентов по заданию руководителя – 74% начальников дают задачу переманить человека с определенной квалификацией или опытом.

На протяжении последних двух лет российский бизнес существует в условиях жесткого дефицита кадров — и далеко не все компании выбирают «сложный» путь для решения проблемы. Как показал опрос, проведенный специалистами системы Talantix (входит в HR-экосистему сервисов hh.ru), прямой хантинг кандидатов практикуют 67% компаний, причем 78% из них признают, что делают это из-за нехватки людей на рынке труда.

Каждый десятый рекрутер (11%) сообщил, что прямой хантинг — это пожелание CEO компании или непосредственного заказчика подбора. Задачу переманить топовых сотрудников из другой компании чаще всего ставят собственники малого (13%) и среднего (15%) бизнеса, а CEO крупных работодателей прибегают к этому в единичных случаях. Также такой подход востребован, когда речь идёт о рабочем персонале (73%), менеджерах по продажам (81%) и производственных специалистах (84%).

В целом хантинг «у конкурентов» одинаково часто встречается и в малом и среднем бизнесе, и в крупных компаниях. В части прочих причин наблюдаются существенные различия в зависимости от штата работодателя.

Как подчеркнула Марина Хадина, директор по развитию CRM для рекрутинга Talantix, такая ситуация еще раз подтверждает, что многие компании сегодня по-прежнему не готовы обучать кандидатов-новичков и рассчитывают найти готовых специалистов. Даже на фоне дефицитного рынка труда далеко не все намерены трансформировать профиль подбора в своей HR-стратегии: снижать планку требований к нанимаемым людям и инвестировать в программы развития внутри компании, предлагая работу мотивированным, пусть и недостаточно квалифицированным соискателям.

«Хантинг на соседней заводской проходной кажется более простым и привлекательным способом, вот только решить так кадровый вопрос можно лишь в самой короткой перспективе. Переманивать готовых, состоявшихся специалистов из других компаний — не лучшая тактика, и дело не только в этичности подхода. За последние два года численность рабочей силы в России снизилась примерно на 1 млн человек и сейчас составляет 76,3 млн человек. Особенно быстро сокращается численность людей в возрасте от 19 до 40 лет, которые максимально востребованы у работодателей. И пока нет предпосылок к тому, что ситуация с кадрами изменится в лучшую сторону. Сегодня в стране не хватает около 2 млн специалистов, а к 2030 году эта цифра как минимум удвоится. В таких условиях следует избавляться от предрассудков и смело нанимать кандидатов с недостаточными навыками, но с очевидной мотивацией и перспективой роста, особенно если речь идёт про рабочий персонал. Если уделить такому соискателю некоторое время, то компания получит хорошего и лояльного работника, который останется с вами на долгие годы и даже станет амбассадором вашего бренда работодателя на рынке труда», - отметила эксперт.

В исследовании также говорится, что именно несоответствие навыков и квалификации кандидата требованиям вакансии стало наиболее распространенным поводом для отказа в приеме на работу по итогам 2023 года (32% от общего числа всех отказов).

В 6% случаев переманивание сотрудников связано с отсутствием ресурсов для обучения новичков. Крупный бизнес чаще других использует прямой хантинг, ссылаясь на то, что в компании нет возможности и ресурсов обучать и адаптировать нового сотрудника (12%), а вот малый и средний бизнес называли эту причину в 2-3 раза реже.

Кроме того, 3% работодателей признались, что у них просто так принято или так «исторически сложилось». Наконец, ещё 3% таким способом пытаются ослабить компанию-конкурента.

0

Рекомендуемые материалы

Елизавета Ефремова
Как выстроить систему обучения персонала в компании: системный подход против метода «хаотичного увеличения идей»

Обучение сотрудников — одна из ключевых стратегических функций успешного бизнеса. Некоторые руководители видят в этом дань моде или процесс, который можно организовать в формате метода «Хаотичного увеличения идей». Однако, на самом деле, системное корпоративное обучение — это всегда решение организационных задач, а его основная цель — оптимизация процессов и повышение эффективности работы. Система корпоративного обучения предполагает разработку и внедрение структурированных и управляемых образовательных программ, направленных на развитие профессиональных компетенций сотрудников. В этом контексте, первым вопросом, который следует решить, является вопрос цели: что мы хотим получить в результате обучения? Каков образ желаемого результата?