Как проходит цифровая трансформация в российских компаниях
Было опрошено более 100 крупнейших компаний и выяснилось, какие технологии внедряет российский бизнес, какие бюджеты организации готовы тратить на такие проекты и как они в целом подходят к управлению цифровой трансформацией.
Основные выводы:
- 63% респондентов указали, что у них разработана программа цифровой трансформации, однако на деле это чаще означает набор краткосрочных пилотных проектов.
- Позиция CDO (Chief Digital Officer) есть только в 16% компаний, комитет по цифровизации – в 13%.
- Наиболее популярные технологии, которые уже опробовали российские компании: анализ больших данных и предиктивная аналитики (68%), чат-боты (51%), роботизация (50%).
- Большинство российских компаний считают, что один внедренный робот в среднем выполняет работу 4,5 полной штатной единицы.
- В 2019 году 36% компаний готовы инвестировать в реализацию проектов по цифровизации процессов более 100 млн рублей, при этом 55% опрошенных планируют потратить менее 50 млн рублей.
- 51% компаний ожидают, что вложенные средства окупятся менее чем за 2 года, еще 43% ждут возврата инвестиций в течение 2–5 лет.
Несмотря на то, что 63% опрошенных указали, что у них есть программа цифровой трансформации, на деле у большинства компаний нет средне- или долгосрочного плана действий с приоритизацией инициатив по времени и экономическому эффекту. Вместо этого реализуется набор краткосрочных и часто недостаточно скоордированных пилотных проектов по внедрению той или иной технологии. Респонденты считают, что для полномасштабной цифровизации бизнесу не хватает зрелости текущих процессов, компетентных специалистов и централизованного подхода.
Сегодня решения, связанные с проектами по цифровизации, принимаются либо на индивидуальной основе с привлечением топ-менеджмента (36%), либо в рамках существующих органов принятия решений (45%). Только 16% российских компаний ввели позицию CDO (Chief Digital Officer) или схожую позицию руководителя программ цифровизации, и только в 13% из них создан специализированный комитет по цифровизации. Все это часто приводит к смещению фокуса на второстепенные бизнес-задачи, распылению ресурсов и точечной трансформации процессов.
Компании стремятся наращивать собственные компетенции в области цифровых технологий, однако пока лишь 34% компаний имеют сформировавшиеся центры компетенций по цифровым технологиям. В основном они находится в функциональной вертикали ИТ. Их численность у 24% опрошенных составляет от 5 до 10 человек, а у 31% компаний – более 20 человек.
Среди наиболее популярных технологий, которые уже опробовали более 50% опрошенных нами компаний: роботизация, чат-боты, анализ больших данных и машинное обучение. По мнению большинства российских компаний, один внедренный робот в среднем выполняет работу 4,5 ПШЕ. В планах на ближайшие 2 года – дальнейшее развитие этих технологий и пилотирование решений на базе искусственного интеллекта.
В 2019 году 36% компаний готовы инвестировать в реализацию проектов по цифровизации процессов более 100 млн рублей, при этом 55% опрошенных планируют потратить менее 50 млн рублей. Наиболее внушительные бюджеты на новые технологии анонсируют представители телекоммуникационной, банковской и металлургической отраслей. Для большинства опрошенных инвестиции в новые технологии представляются весьма выгодными – 51% компаний ожидают, что вложенные средства окупятся менее чем за 2 года, еще 43% ждут возврата инвестиций в течение 2–5 лет.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна