Кадровый голод в России усугубляется эйджизмом

Как показывают опросы и исследования, с дефицитом кадров сталкиваются почти 70% компаний. Причем чаще всего речь идет о линейном персонале и массовом подборе, однако сложности возникают и с поиском квалифицированных специалистов. Есть очевидная нехватка инженеров, специалистов IT, квалифицированных рабочих, ученых. Эксперты подчеркивают, что бизнес из последних сил старается набирать в первую очередь молодежь, однако демография в стране такова, что уже половина людей трудоспособного возраста находится в категории 40+, по отношению к которой все еще часто проявляется «эйджизм» – дискриминация по возрасту.

Эксперты кадровой компании UTEAM отмечают в своем новом исследовании (опрошено 115 компаний), что за последние полтора года российский рынок труда изменился сильнее, чем за предыдущие пять-семь лет: демографическая яма «наложилась» на последствия пандемии, что привело, в частности, к обострению кадрового голода. С дефицитом кадров, по данным их опроса, сегодня столкнулись почти 70% компаний.

Чаще всего речь идет о должностях, не требующих серьезной профессиональной подготовки (магазин, склад и так далее). Однако сложности возникают и с поиском квалифицированных специалистов.

По мнению экспертов, обострение кадрового голода провоцируют как демографические проблемы (по данным Росстата, за 10 лет трудоспособное население России сократилось на 5,3 млн человек), так и более высокая активность работодателей: за последние полгода было открыто в среднем на 70% больше вакансий, чем год назад, причем чаще всего это были вакансии не на замену ушедшим сотрудникам, а на развитие. Еще один фактор – низкая активность самих соискателей: по данным портала HeadHunter, количество соискателей за апрель 2021 года сократилось на 4% по сравнению с мартом, а за май – еще на 7%.

На серьезные проблемы с кадрами в российской науке обратил внимание зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев. По его словам, количество научных работников требует анализа, в том числе по аспирантской позиции.

Острую нехватку специалистов ощущают компании цифровой экономики. По оценкам кадровых агентств, оперирующих размещаемыми на их сайтах вакансиями, в целом по стране дефицит ИТ-специалистов составляет до 1 млн человек. Оценки экспертов Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий скромнее, но также впечатляют. По их данным, спрос на специалистов с высокой квалификацией и опытом составляет не менее 222 тыс. человек.

Кадровый дефицит в сфере школьного образования составляет 250 тыс. человек, сообщила СМИ глава Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Гендиректор группы компаний «Кориб» Олег Коробченко, в свою очередь, отметил, что строительной отрасли не хватает до 1 млн рабочих.

Кадровый голод приводит к тому, что уровень безработицы в России приближается к допандемийному: в мае 2021 года она снизилась, по данным Росстата, до 3,7 млн человек, тогда как в марте 2020 года была на уровне 3,48 млн. При этом, по данным Роструда, в мае в органах службы занятости на учете стояли 1,6 млн человек, из них 1,4 млн имели статус безработного, а 0,8 млн из них получали пособие.

«Снижение безработицы и кадровый голод – взаимозависимые события, – сказала «НГ» директор департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter Наталья Данина. – В условиях дефицита трудовых ресурсов и стремительного роста вакансий сокращается время поиска работы, снижаются пороги входа и смягчаются условия для подходящих кандидатов, поиск со стороны работодателя становится проактивным. Все эти факторы способствуют снижению безработицы».

2021 год начался с небывалого и очень неожиданного увеличения активности работодателей: многие компании решили набрать персонал, поиск которого приостановили в 2020-м из-за нестабильности ситуации, продолжает эксперт.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно

0

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.