Исследование: женщины учатся активнее мужчин, но сами поддерживают гендерные стереотипы
Аналитический центр НАФИ при поддержке Google и Совета Евразийского женского форума выяснил, какие гендерные стереотипы мешают женщинам участвовать в экономике наравне с мужчинами. Исследование рассматривало ситуацию с женским присутсвием в цифровой экономике и публичном пространстве, а также изучало российский рынок труда и его перпективность для женщин.
Женщины на российском рынке труда
По данным Росстата, женщин в России 78,8 млн — это 54% населения страны. При этом уровень занятости среди трудоспособных женщин составляет 60%, тогда как для мужчин этот показатель составляет 72%. Кроме того, женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с такой же квалификацией. В итоге «женские» сферы деятельности становятся менее оплачиваемыми, теряют престиж и привлекательность для талантливых специалистов.
Однако, как сообщает Forbes, одновременно с этим результаты исследования показывают, что женщины занимаются саморазвитием и уделяют образованию больше внимания, чем мужчины. Цифры таковы: 36% занятых в экономике женщин и 28% мужчин имеют высшее образование. Как следствие, высококвалифицированных специалистов-женщин на рынке труда значительно больше — 63% и 37% соответственно. Также в России одна из самых высоких в мире доля женщин-руководителей — 41%.
И все же, несмотря на положительные тенденции, около 40% россиян считают, что мужчинам проще построить карьеру и получить повышение. 24% опрошенных оказались согласны с тем, что женщины хуже справляются с руководящими должностями, причем эту точку разделяют и сами женщины (17% женщин). Эти стереортипы, как ни парадоксально, в какой-то степени конфликтуют с национальными экономическими интересами: по прогозам Минэкономразвития, в 2019 году равный уровень занятости мужчин и женщин мог бы обеспечить рост ВВП на 13-14%, то есть на 14 трлн рублей.
Женщины в цифровой экономике
15% россиян работают в сфере цифровой экономики. Женщин и мужчин в этой сфере примерно поровну — 52% и 48% соответственно. Однако, они занимают совсем не одинаковые должности: женщины чаще работают продавцами, менеджерами и операторами, тогда как мужчины чаще занимают позиции инженеров, программистрв и системных администраторов.
Работа в IT-сфере связана с рядом гендерных стереотипов. Около 25% россиян уверены, что женщины хуже справляются с работой, связанной с информационными системами, электронной коммерцией и точными науками. Любопытно, что несогласны с этим оказались 55% мужчин, и только 48% женщин.
Стереотипы сказываются и на выборе профессии для тех, кто только планирует выйти на рынок труда. В качестве будущей сферы работы карьеру в IT сыновьям готовы рекомендовать в три раза больше родителей, чем дочерям. В итоге девушки-подростки в два раза реже говорят, что хотели бы связать свою жизнь с технологиями (7% против 14%).
Причины формирования стереотипов о «женской работе»
Значительную роль в формировании стереотипов играет то, каким представляют образ успешных мужчин и женщин в медиа, массовой культуре и политике. Абсолютное большинство (83%) успешных людей, которых назвали россияне во время опроса, оказались мужчинами. Особенно доминирование мужских образов заметно в политике (было названо только 4% женских имен), бизнесе (1%) и цифровой экономике (1%). Женщин чаще ассоциируют с успехом шоу-бизнесе (33% женских имен) и блогерстве (32%), искусстве (19%), журналистике (18%) и спорте (15%) — ну и тут их называют гораздо реже мужчин.
На такое восприятие во многом влияет общественное сознание, воспитание и семейный уклад. Вот несколько показательных цифр о том, как, по мнению, опрошенных, должен выглядеть уклад в семье, включая распределение финансой ответственности:
- 71% россиян считают, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой.
- 89% женщин считают, что мужчина должен обеспечивать семью. Только 45% согласны, что женщина должна обеспечивать себя сама.
- Хотя 55% состоящих в браке россиян говорят, что наиболее ответственные решения в их семьях принимаются совместно мужем и женой, почти в трети семей (29%) эти решения принимаются только мужчиной, и только в 15% — женщиной.
- 32% россиян считают, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей. Эта точка зрения более распространена среди тех, у кого уже есть дети.
Что можно сделать
По мнению авторов исследования, преодолеть эти стереотипы и подпитываемый ими дисбаланс в представленности женщин в традиционно «мужских» сферах экономики сложно, но это похможно за счет комплексных и последовательных мер, в том числе на государственном уровне. Особое внимание стоит уделить развитию цифровой экономики, считают они. Именно цифровая экономика способствует достижению равенства женщин и мужчин, открывая широкие возможности для онлайн-обучения, удаленной работы и построения бизнеса.
Среди возможных мер:
- Ведение информационных кампаний, поощряющих женщин быть более социально активными;
- Реализация политики равной оплаты труда;
- Создание гибких возможностей для работы и подходящих форм отпуска по уходу за ребенком как для женщин, так и для мужчин.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна