На рынок труда надвигается «идеальный шторм». Как его пережить бизнесу?

Нельзя просто так стать востребованным на рынке специалистом, хотя, казалось бы, предпосылки для этого есть. Работодатели страдают от нехватки квалифицированных кадров, а молодые люди сетуют на невостребованность. Крайними в этой истории оказываются вузы: согласно опросу ВЦИОМ, только 13% работодателей считают уровень подготовки в отечественных вузах высоким. Недостаток практических навыков у выпускников отметил 91% работодателей, и даже теоретических знаний, по мнению 53%, недостаточно. Отметим эту цифру: лишь каждый десятый работодатель доволен уровнем подготовки в вузах.

На рынок труда надвигается «идеальный шторм». Как его пережить бизнесу?

Рынок труда вторит данным ВЦИОМ. В представленном полтора года назад Высшей школой экономики докладе «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения» отмечено, что среди безработных 20–24 лет доля лиц с высшим образованием выросла с 7% до 28%. По мнению экспертов, безработица среди выпускников растет из-за несоответствия полученного образования требованиям рынка труда. Высшее образование стало массовым, что девальвировало диплом о высшем образовании. Некоторые вузы называют «лавочками, торгующими дипломами в рассрочку». Действительно, чему можно научить за 50 000 рублей в год (без скидки) и удаленно? Или мы слишком многого хотим от вузов? Кто сказал, что они должны готовить кадры для рынка? Вопросы интересные.

Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года не ставил перед вузами задачу готовить специалистов по запросу работодателя или рынка труда. В новом законе сформулирована цель высшего образования: «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности». Но механизмы выявления этих потребностей, взаимосвязи рынка и образования не предлагаются. Роль образования в нашей стране скорее социальная: оно обеспечивает развитие личности, но никак не профессиональную подготовку.

Компаниям есть о чем задуматься. Демографические проблемы никуда не делись, и поток молодых специалистов сокращается. Число студентов в российских вузах с 2009 по 2017 год снизилось с 7,4 млн до 4,3 млн, то есть на 40%. А значит, конкуренция за кадры усилится и ее тяжесть может обрушить бизнес.

Первыми это поняли высокотехнологичные компании. Их выручка напрямую зависит от квалификации сотрудников, поэтому они вкладывают большие деньги в создание воспроизводимого потока молодых специалистов. Крупнейшие программы подготовки реализует «Яндекс»: компания еще в 2007 году создала независимый и бесплатный центр подготовки — Школу анализа данных, сотрудничает с лучшими техническими вузами и даже открыла «свой» факультет в ВШЭ. Второй чемпион отечественного интернет-рынка, Mail.ru Group, реализовал силами своих сотрудников проекты по дополнительному обучению студентов в пяти вузах. Через эти проекты ежегодно проходили тысячи обучающихся.

Такой подход имеет вполне рациональное обоснование. Приглашая недоученных специалистов, компании тратят значительные ресурсы на их подготовку. Допустим, зарплата опытного специалиста составляет x рублей и половину времени он тратит на обучение вчерашнего выпускника вуза. Длительность такого наставничества может составлять 3–12 месяцев, при этом зарплата стажера будет примерно 0,2x. Но затраты на стажера не равны 0,2x в месяц: нужно прибавить половину зарплаты опытного специалиста и упущенную выгоду из-за его простоя. Кроме того, текучесть среди стажеров может составлять в среднем 50%. И получается, что на одного неопытного сотрудника мы тратим 1,4x зарплаты опытного сотрудника в месяц. Упомянутые проекты IT-гигантов решают эти проблемы, сводя экономику получения молодых специалистов к приемлемой.

Так же поступают фармацевты, нефтяники, банкиры. В других секторах активность, вежливо говоря, пока небольшая. Большинство компаний считает, что, честно выплачивая налоги, они косвенно финансируют подготовку кадров. Вузы стараются разубедить их в этом, но не все могут интегрировать работодателей в процесс подготовки специалистов. Ведь, как мы помним, это не цель вуза, согласно нашему законодательству.

Отрезвление произойдет через несколько лет, когда демографический и экономический кризисы объединятся и возникнет «идеальный шторм»: на фоне падения выручки бизнес начнет сокращать затраты, привлекая более дешевых молодых специалистов, которые, будучи недоученными, еще больше снизят выручку. Возникнет спиральный эффект, цена которому — разорение. Чтобы выжить завтра, сохранить или нарастить рыночную долю, работодателям надо учиться самим воспитывать кадры. Можно открыть учебный центр, можно учить онлайн, можно начать сотрудничество с учебными заведениями. Ведь у вузов есть необходимая инфраструктура, и, самое главное, там уже есть студенты.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.