Выгребай! 6 действенных мер антикризисного управления

В российских реалиях антикризисное
управление необходимо применять даже
на финансово стабильном предприятии.

То в раж, то в штопор. Шаткое положение бизнеса предполагает наличие у российских управленцев антикризисных знаний. Иначе как следовать заданному курсу? Что позволит вернуть вашей компании равновесие в случае потери балланса, как предупреждать опасные ситуации, порталу HR-tv.ru рассказал специалист по антикризисному управлению Константин Уваров.

антикризисное управление, антикризисный, кризис, Константин Уваров, Профилактика кризиса, Антикризисное управление, кадровые решения, Классификация кризиса, инструменты оптимизации, оптимизация, обучение, повышение квалификации, мотивация, производительность, профессиональное развитие

Классификация кризиса

Современный управленец на предприятии  должен знать не только природу возникновения кризиса, но и методы его преодоления. Так как цель любого коммерческого предприятия – это продуцирование прибыли, то основное направление антикризисного управления можно обозначить как применение методов оценки финансового состояния компании.

Сегодня доступен большой набор методов оценки, которые позволяют судить о структуре основных показателей и параметров динамики деятельности, возможно оценить даже вероятность банкротства. Суть антикризисного управления заключается в прогнозировании, диагностике угроз и своевременном оздоровлении, которое состоит из трех этапов:

1. Устранение неплатежеспособности;

2. Восстановление финансовой устойчивости;

3. Обеспечение финансового оздоровления.

Читайте также: Как успешно оптимизировать персонал в кризис

Если классифицировать кризисы, я бы склонялся к следующей классификации:

1. Кризис ликвидности – реальная потеря платежеспособности;

2. Кризис успеха – отклонение фактического состояния от запланированного;

3. Кризис стратегии – незначительные сбои в бизнес-процессах.

Первый требует незамедлительного вмешательства. Второй должен подталкивать к исправлению негативного нарушения плана. Третий требует профилактической проверки деятельности.

В свою очередь, кризис ликвидности подразделяется на:

a)     Кризис сбыта – объем продаж не достигает уровня безубыточности;

b)     Кризис издержек – себестоимость выше средней цены по рынку;

c)     Финансовый кризис.

Причины кризиса сбыта, как правило, это отсутствие спроса, плохой маркетинг, неконкурентоспособный продукт. При кризисе издержек компания вынуждено продает продукт по завышенной цене, что приводит к кризису сбыта либо к торговле в убыток. В период финансового кризиса в компании отсутствуют денежные средства на оплату обязательств или производства.

Самое закономерное событие в кризисе ликвидности – что все три негативных фактора наступают практически одновременно. Базовым инструментом по выходу из кризиса является стратегия выхода из кризиса.

Возникают кризисы как по причине внутренних факторов, так и по причине внешних. Например, к внешним факторам можно отнести темпы и размеры инфляции, конкуренция, изменение структуры потребностей населения, уровень дохода и прочие факторы. К внутренним можно отнести нерациональное использование ресурсов, потеря управления, низкий уровень специалистов, низкое качество продукции.

Совокупность вышеперечисленных факторов, в том или ином сочетании, приводит к банкротству.

Антикризисное управление

Когда компания «опрокинулась» в кризисную ситуацию, управление складывается их следующих мер:

1. Необходимо остановить все каналы убытков и перевести предприятие на минимально необходимый объем обеспечения жизнедеятельности;

2. Необходимо смягчить последствия пункта №1 за счет восстановительных мероприятий;

3. Провести стабилизационные мероприятия;

4. Установить каналы коммуникации по всей вертикальной структуре предприятия (метод динамической компрессии);

5. Создать и распределить группы менеджеров среднего звена для оздоровления морального климата на предприятии;

6. Сформировать специальную группу  менеджеров, ориентированную на разработку и внедрение антикризисных мер;

Главной целью вышеперечисленных мер является восстановление финансового равновесия. В процессе реализации учитываются и меры по минимизации размеров снижения рыночной стоимости предприятия.

лодка, нос, река, плавание, антикризисное управление, антикризисный, кризис, Константин Уваров, Профилактика кризиса, Антикризисное управление, кадровые решения, Классификация кризиса, инструменты оптимизации, оптимизация, обучение, повышение квалификации, мотивация, производительность, профессиональное развитие

Профилактика кризиса

Профилактика в рамках антикризисного управления, которое, как я упоминал в самом начале, в российских реалиях подвержено любое предприятие, выражается в своевременном плановом  диагностировании предкризисного состояния и работа по предупреждению кризиса. Профилактика направлена на предотвращение неблагоприятных условий для компании и является неотъемлемой частью современного менеджмента.

Владельцам предприятия при создании организации необходимо обратить особое внимание на наличие общей стратегической линии развития и прописанными краткосрочной и среднесрочной стратегии в рамках долгосрочной программы развития, которая должна включать не только методы профилактики, но меры по выходу из кризиса при возможных прогнозируемых проблемах на пути создания, развития и завершения.

Читайте также: "Половина российских компаний не имеет отношения к бизнесу"

При выборе ключевого управленца необходимо обратить на его опыт и квалификацию по выходу из кризисных состояний, так как специфика родной страны все чаще ввергает предприятия малого и среднего бизнеса в кризисные состояния, рожденные как раз таки отсутствием стратегии развития государства. Адекватность реагирования на предполагаемые и реальные кризисы играют определяющую роль в успехе предприятия. Адекватный управленец должен понимать, что:

- Кризис можно предвидеть;

- Кризисом можно управлять (вызывать с определенной целью);

- Кризис можно ускорять;

- Кризис можно смягчать;

- Кризиса можно избежать.

Кризисное состояние предприятия требует от менеджера ряда нетрадиционных мер, где знание об их существовании не является гарантией того, что каждый менеджер сможет их применить. Квалификация и опыт – определяющие качества в кандидатуре того, кто ежедневно решает судьбу предприятия и людей, связанных с этим предприятием.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательн а

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы