Выгребай! 6 действенных мер антикризисного управления
В российских реалиях антикризисное
управление необходимо применять даже
на финансово стабильном предприятии.
То в раж, то в штопор. Шаткое положение бизнеса предполагает наличие у российских управленцев антикризисных знаний. Иначе как следовать заданному курсу? Что позволит вернуть вашей компании равновесие в случае потери балланса, как предупреждать опасные ситуации, порталу HR-tv.ru рассказал специалист по антикризисному управлению Константин Уваров.
Классификация кризиса
Современный управленец на предприятии должен знать не только природу возникновения кризиса, но и методы его преодоления. Так как цель любого коммерческого предприятия – это продуцирование прибыли, то основное направление антикризисного управления можно обозначить как применение методов оценки финансового состояния компании.
Сегодня доступен большой набор методов оценки, которые позволяют судить о структуре основных показателей и параметров динамики деятельности, возможно оценить даже вероятность банкротства. Суть антикризисного управления заключается в прогнозировании, диагностике угроз и своевременном оздоровлении, которое состоит из трех этапов:
1. Устранение неплатежеспособности;
2. Восстановление финансовой устойчивости;
3. Обеспечение финансового оздоровления.
Читайте также: Как успешно оптимизировать персонал в кризис
Если классифицировать кризисы, я бы склонялся к следующей классификации:
1. Кризис ликвидности – реальная потеря платежеспособности;
2. Кризис успеха – отклонение фактического состояния от запланированного;
3. Кризис стратегии – незначительные сбои в бизнес-процессах.
Первый требует незамедлительного вмешательства. Второй должен подталкивать к исправлению негативного нарушения плана. Третий требует профилактической проверки деятельности.
В свою очередь, кризис ликвидности подразделяется на:
a) Кризис сбыта – объем продаж не достигает уровня безубыточности;
b) Кризис издержек – себестоимость выше средней цены по рынку;
c) Финансовый кризис.
Причины кризиса сбыта, как правило, это отсутствие спроса, плохой маркетинг, неконкурентоспособный продукт. При кризисе издержек компания вынуждено продает продукт по завышенной цене, что приводит к кризису сбыта либо к торговле в убыток. В период финансового кризиса в компании отсутствуют денежные средства на оплату обязательств или производства.
Самое закономерное событие в кризисе ликвидности – что все три негативных фактора наступают практически одновременно. Базовым инструментом по выходу из кризиса является стратегия выхода из кризиса.
Возникают кризисы как по причине внутренних факторов, так и по причине внешних. Например, к внешним факторам можно отнести темпы и размеры инфляции, конкуренция, изменение структуры потребностей населения, уровень дохода и прочие факторы. К внутренним можно отнести нерациональное использование ресурсов, потеря управления, низкий уровень специалистов, низкое качество продукции.
Совокупность вышеперечисленных факторов, в том или ином сочетании, приводит к банкротству.
Антикризисное управление
Когда компания «опрокинулась» в кризисную ситуацию, управление складывается их следующих мер:
1. Необходимо остановить все каналы убытков и перевести предприятие на минимально необходимый объем обеспечения жизнедеятельности;
2. Необходимо смягчить последствия пункта №1 за счет восстановительных мероприятий;
3. Провести стабилизационные мероприятия;
4. Установить каналы коммуникации по всей вертикальной структуре предприятия (метод динамической компрессии);
5. Создать и распределить группы менеджеров среднего звена для оздоровления морального климата на предприятии;
6. Сформировать специальную группу менеджеров, ориентированную на разработку и внедрение антикризисных мер;
Главной целью вышеперечисленных мер является восстановление финансового равновесия. В процессе реализации учитываются и меры по минимизации размеров снижения рыночной стоимости предприятия.
Профилактика кризиса
Профилактика в рамках антикризисного управления, которое, как я упоминал в самом начале, в российских реалиях подвержено любое предприятие, выражается в своевременном плановом диагностировании предкризисного состояния и работа по предупреждению кризиса. Профилактика направлена на предотвращение неблагоприятных условий для компании и является неотъемлемой частью современного менеджмента.
Владельцам предприятия при создании организации необходимо обратить особое внимание на наличие общей стратегической линии развития и прописанными краткосрочной и среднесрочной стратегии в рамках долгосрочной программы развития, которая должна включать не только методы профилактики, но меры по выходу из кризиса при возможных прогнозируемых проблемах на пути создания, развития и завершения.
Читайте также: "Половина российских компаний не имеет отношения к бизнесу"
При выборе ключевого управленца необходимо обратить на его опыт и квалификацию по выходу из кризисных состояний, так как специфика родной страны все чаще ввергает предприятия малого и среднего бизнеса в кризисные состояния, рожденные как раз таки отсутствием стратегии развития государства. Адекватность реагирования на предполагаемые и реальные кризисы играют определяющую роль в успехе предприятия. Адекватный управленец должен понимать, что:
- Кризис можно предвидеть;
- Кризисом можно управлять (вызывать с определенной целью);
- Кризис можно ускорять;
- Кризис можно смягчать;
- Кризиса можно избежать.
Кризисное состояние предприятия требует от менеджера ряда нетрадиционных мер, где знание об их существовании не является гарантией того, что каждый менеджер сможет их применить. Квалификация и опыт – определяющие качества в кандидатуре того, кто ежедневно решает судьбу предприятия и людей, связанных с этим предприятием.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательн а
Что Вы думаете об этом?