Топ-5 работающих методов нематериальной мотивации
Система признания профессионального успеха — важная составляющая сильной корпоративной культуры. Как, при правильной организации, система нематериальной мотивации может стать эффективным инструментом управления командой, рассказывает Лариса Бодягина , директор по персоналу и организационному развитию торговой сети «Пятёрочка».
Давайте сначала разберемся, что в себя включает понятие «нематериальная мотивация». Это совокупность различных неденежных приемов и способов, целый комплекс мероприятий для поощрения коллектива и создания благоприятной среды внутри компании.
Читайте также: Признание достижений сотрудников: как выстроить систему
Среди целей, которые руководство компаний ставит при внедрении системы нематериального стимулирования :
- развитие корпоративной культуры и творческого мышления,
- повышение уровня лояльности сотрудников,
- продуктивности труда и квалификации персонала.
Мы успешно реализовали более десятка проектов этого направления, большая часть из которых стали системными, и готовы рассказать о том, какие способы нематериальной мотивации сотрудников работают лучше всего.
Профессиональное признание и уважение
Этот метод нематериальной мотивации включает внедрение:
- системы корпоративных наград,
- персональных поздравлений коллег со значимыми событиями (например, с Днем рождения, юбилеем работы в компании и т.д.),
- традицию вручений подарков детям к 1 сентября и на Новый год,
- выбор лучшего сотрудника в каждой функции раз в квартал и по итогам года и т.д.
Еще один вариант реализации нематериальной мотивации — запуск digital-инструментов на корпоративном портале: электронные бейджи в личном кабинете, которые сотрудники могут получить за разные достижения, и кнопка «Спасибо», с помощью которой можно легко и быстро поблагодарить коллегу.
Развитие и творчество: профессиональные конкурсы, корпоративные соревнования, квесты
Соревновательные виды нематериальной мотивации помогают поддержать здоровую конкуренцию в коллективе, признать успехи и продвинуть талантливых специалистов разных направлений.
Проведение профессиональных конкурсов и соревнований позволяет HR решить одну из основных стоящих перед ним задач — объединить сотрудников и создать целостную команд.
Особенно это актуально для крупного бизнеса, где численность персонала превышает несколько десятков тысяч. Так, в нашем конкурсе профессионального мастерства, который проходил в течение трех месяцев в прошлом году, приняли участие более 160 000 сотрудников из 14 500 магазинов и 32 распределительных центров. Они проходили командные испытания, демонстрировали свои навыки и компетенции в клиентском сервисе и командообразовании, выполняли задания в поддержку трансформационных проектов.
Этот год — особенный для всех нас, но, несмотря на все ограничения и сложности, конкурс профессионального мастерства также проходит, только в режиме онлайн. Команды лучших сотрудников соревнуются на специальных разработанных платформах, моделируя ежедневную работу с учетом самых разнообразных вводных и меняющиеся условий .
Еще одна площадка для того, чтобы наши сотрудники могли проявить себя, — масштабная спартакиада «Турбостарты». Это одно из самых крупных спортивных корпоративных событий в России, где каждую из дисциплин курирует известный спортсмен, у нас выходят ежедневные выпуски новостей, мы делаем стримы финальных игр.
Кроме того, в конце года мы выбираем лучшего директора по продажам, который показывает в течение года самую эффективную работу, и лучший макрорегион — это звание получает команда, которая добилась высоких результатов по всем заявленным показателям.
Проведение таких мероприятий способствует профессиональному росту сотрудников, развитию личностных компетенций, выявлению и распределению лучших практик, приемов и инструментов работы с персоналом.
Обучение и повышение квалификации
Возможность для обучения — эффективный способ нематериальной мотивации персонала, это поможет повысить производительность и привлечь новых компетентных сотрудников. Обучение может проходить оффлайн и онлайн и включать:
- курсы повышения квалификации,
- собственные разработанные курсы,
- стажировки,
- участие в конференциях, семинарах и школах лидерства,
- прохождение тренингов.
Преподавать могут как приглашенные спикеры, так и высококвалифицированные специалисты внутри компании.
Процесс обучения нужно организовать так, чтобы оно было доступным для каждого сотрудника компании вне зависимости от его должности, географии работы или наличия специального оборудования.
Истории успеха
Транслирование историй успеха сотрудников через корпоративные каналы направлено на то, чтобы каждый мог спроецировать на себя предложенный позитивный опыт и карьерный рост. Рассказ о работе в компании на примере истории конкретного человека — это сильнейший способ нематериальной мотивации , который позволяет просто, доступно и, что самое важное, наглядно донести до потенциальных и действующих сотрудников возможности компании:
- развитие,
- наличие понятной карьерной лестницы,
- возможность непрерывного повышения профессиональных и личностных компетенций.
Смотрите также: Единая онлайн-платформа для программ лояльности и мотивации – драйвер роста компаний XXI века
Создание собственной агентской сети HR -бренда
Для того, чтобы усилить чувство принадлежности сотрудников к команде, можно предложить им стать агентами HR-бренда.
Как это работает? Как вариант: компания отбирает через конкурс замотивированных и активных сотрудников, проводит для них обучение и предоставляет площадку для размещения мнения (например, корпоративные социальные сети), после чего агенты начинают позиционировать HR-бренд вовне, делиться ключевыми моментами жизни команды, транслировать ценности и рассказывать о тех позитивных вещах, которые происходят внутри компании.
Таким образом, через поощрение развития личного бренда и предоставление им дополнительного маркетингового инструментария, сотрудники ощущают своё непосредственное участие в жизни компании.
Фото ТС «Пятёрочка»
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?