Тимбилдинги 2021: как они изменились и для чего нужны
Изначально термин тимбилдинг (от англ. team building – построение команды) зародился в мире спорта и военных. Это они первые поняли, что командные методы работы очень эффективны, и их можно и нужно развивать через совместные мероприятия, не связанные с деятельностью компании. Рассказывает Николай Колесник , директор по персоналу Ecwid.
Первые тимбилдинги, собственно, и были скорее спортивными мероприятиями – сотрудники компаний ездили все вместе на природу не для того, чтобы организовать шашлыки, но чтобы поучаствовать в какой-нибудь, чаще всего, спортивной игре.
Читайте также: Онлайн-тимбилдинг – на что стоит обратить внимание?
В дальнейшем стало понятно, что не только совместный спорт или игра могут приносить пользу компании , но и просто совместное неформальное общение где-то вне офиса.
До 2020 года у офлайн-общения не было альтернатив . Чаще всего компании начинали с того, что собирали сотрудников на различные активности. В частности, в нашей компании мы небольшими группами по 10-15 человек ездили на картинг, на соревнования по пулевой стрельбе. Пару раз организовывали квесты на территории турбазы. Заказывали интеллектуальные игры типа «Квиз»: в ситуации небольшого стресса, когда нужно быстро найти ответ, команда на глазах становилась настоящей командой, а не разрозненными игроками.
Затем многие поняли, что сотрудникам иногда хочется «просто пообщаться», так что компании перестали заказывать специальную программу, а просто выделяли время для совместного «бесцельного» общения.
Может показаться, что такое общение бессмысленно, а для некоторых людей может быть даже вымученным или тяжелым, но неформальное общение людей, которые по работе мало пересекаются, может дать компании неожиданно большую пользу. Сотрудники лучше понимают задачи, которые выполняют их коллеги, а понимая чужие задачи, лучше видят свой собственный вклад.
Нередко великолепные креативные идеи рождаются в обычной болтовне нескольких коллег, которые в рабочем пространстве никогда бы друг с другом не встретились.
Чем больше развивался тимбилдинг, тем креативнее становились формы, в которых он проводился. Однако формы и форматы сборищ всегда диктует и размер команды .
Например, в период, когда количество наших сотрудников выросло настолько, что многие никогда друг друга не видели, мы в рамках выездного корпоратива устроили так называемый speed dating – «быстрые свидания». Организовали длинный стол, разделили команду на две группы и посадили эти группы друг напротив друга. Таким образом, случайно созданным парам приходилось поочередно говорить друг с другом на свободные темы примерно по 5-7 минут. Мы предлагали им несколько провокационных вопросов не про работу. Допустим, вопрос «Когда мы вместе пойдем в кино?» может в начале немного смутить, но одновременно и раскрепостить для неформального и легкого разговора.
2020 год внес в нашу жизнь всем известные коррективы. К этому времени роль совместных мероприятий, в частности, мероприятий просто для общения, без специальных программ, стала для многих компаний более, чем очевидна. Компаниям приходилось придумывать что-то новое, чтобы сохранить общение и онлайн.
Одним из инструментов стали столь популярные нынче чат-боты, например, «Random Coffee». Этот бот в рандомном порядке выбирает двух людей и назначает им встречу/созвон. Какие-то тридцать минут, которые ты должен поговорить «не о работе» с незнакомым тебе человеком, помогли многим сотрудникам во время пандемии понять, что в ситуации неопределенности находишься не ты один, что компания в любом случае жива и продолжает двигаться дальше.
Компании по проведению мероприятий тоже смогли перестроиться на онлайн-режим, так что предложения на рынке стали появляться довольно быстро. Появились различные онлайн мастер-классы, в частности, мастер-класс по кулинарии, рисованию, другим прикладным активностям. Появилась возможность приглашать онлайн лекторов с докладами по научно-популярным темам, темам по культуре и искусству.
Проверкой стали новогодние праздники – к встрече 2021 готовились кто как мог. Мы, например, решились воспользоваться предложением от одного стартапа, который организовывает вечеринки в онлайне по аналогии с Zoom, но беседы здесь доступны в более персонализированном виде. Мы, конечно, предполагали, что это станет невероятным приключением уже с учетом такого необычного формата, но результаты превзошли наши ожидания. Оказалось, что даже самые закрытые и необщительные из нас с удовольствием проводят время, играя с коллегами в онлайн-игры, находясь в виртуальном мире, общаясь аватарками.
Сейчас мы активно думаем над тем, чтобы больше использовать в своей работе различные игропрактики и симуляции.
Конечно, все соскучились по живому общению, и когда снова настанет такая возможность, все компании с удовольствием проведут офлайн-мероприятие. Однако я уверен, что некоторые форматы онлайн-мероприятий многие заберут с собой в «нормальную» жизнь. Лекции, мастер-классы, викторины, симуляции – это совершенно точно форматы, которые себя полностью оправдали.
Хорошей идеей для компаний станет внедрение игропрактик в корпоративную культуру. Во время игр легко создать ситуации, в рамках которых можно отработать определенный опыт, модели поведения, коммуникативные навыки. И это как раз тот ресурс, который легко можно использовать онлайн.
Смотрите также: Event как инструмент HR
В целом, формат тимбилдингов безусловно претерпел большие изменения. Это не связано только с пандемией и переходом многих бизнесов в онлайн, но в первую очередь с тем, что во многих компаниях меняется культура взаимодействия, культура управления.
Развитие компании происходит только при общении разных людей между собой , и это отлично осознают и руководители, и акционеры компаний. Такие форматы тимбилдинга как квесты, квизы, различные онлайн и офлайн-игры, возможно, сконструированные специально под бизнес определенной компании – будут развиваться и будут востребованы независимо от ситуации.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?