Ситуативное лидерство — что это, как работает, где и когда уместно, как научиться

Ситуативное лидерство является основой, которая помогает скорректировать стиль управления и сделать его более осознанным. С этим явлением так или иначе знакомы все руководители, но далеко не многие углублялись в его изучение. HR-директор Корпорации «Синергия» Дмитрий Плеханов рассказал нам о том, что из себя представляет этот метод управления и почему так важно им владеть.

Ситуативное лидерство — что это, как работает, где и когда уместно, как научиться, Корпорации «Синергия», Дмитрий Плеханов, Синергия, Ситуативное лидерство, ситуативная теория лидерства, ситуативный подход к лидерству, стили ситуативного лидерства, ситуативная концепция лидерства, ситуативный подход к лидерству плюсы и минусы, ситуативное лидерство примеры

Основная задача ситуационного лидерства заключается не в подборе методов управления, а в «диагностировании» ситуации в коллективе с целью применения наиболее эффективной методики, которая будет работать в рамках конкретного случая.

Читайте также: Какие навыки будут полезны руководителям в 2021 году?

Большая часть руководителей адаптирует стиль управления естественным образом. Например, закрепляет за новичком наставника и даёт больше свободы в плане совершения ошибок или же распределяет задачи более тщательным образом между исполнителями, когда речь идёт сжатых сроках выполнения работы .

Сам термин «ситуативное лидерство» был введён учёными Полом Херси и Кеном Бланшаром ещё в 1960-м году. Это понятие основано на убеждении, что не существует универсального стиля управления, он определяется конкретной задачей , которую необходимо реализовать в тот или иной промежуток времени. Проще говоря, все люди разные и для достижения высоких результатов каждый отдельный человек, каждая отдельная команда требует индивидуального подхода.

Все стили лидерства Херси и Бланшар разделили на 4 типа: директивный, наставнический, поддерживающий и делегирующий.

Директивный стиль хорош тем, что основной упор вы делаете на поставленную цель, но с точки зрения человеческого фактора он работает слабо: многие сотрудники могут не выдержать подобного давления. Директивный стиль не предполагает послаблений и разжёвывания приказов. Лидер только даёт указания и следит за выполнением задач. С практической точки зрения такой стиль может быть применим, например, в режиме жёстких дедлайнов, когда вся команда должна максимально собраться и приложить все возможные усилия для того, чтобы закрыть проект.

Наставнический стиль предполагает продажу идеи сотрудникам. Он ориентирован как на получение результатов, так и на людей, которые должны их обеспечить. Основным принципом такого стиля является двусторонняя обратная связь. Руководитель точно так же даёт указания, как и при директивном стиле, но при этом объясняет подчинённому его задачи, подсказывает, где можно взять ту или иную информацию, а также предлагает сотрудникам высказать собственные идеи и предложения по улучшению качества работы. Это оптимальный стиль управления, которого чаще всего придерживаются руководители .

Ещё один стиль — поддерживающий . Такой подход предполагает низкую ориентацию на выполнение задач и высокую — на людей. Не стоит думать, что этот стиль управления не может быть эффективным. Он не предполагает полного отхода от результативности, но даёт больше свободы подчинённым. Такой подход может быть применим для самостоятельных подразделений, которые по большей части выполняют одни и те же обязанности (например, отдел продаж). Руководитель может участвовать в работе сотрудников, помогать им и поддерживать, но рабочие процессы внутри группы будут налаживаться самими подчинёнными и руководителями низшего звена.

И последний стиль — делегирующий , который предполагает руководство путём делегирования задач. Лидер полностью доверяет своей команде и может передавать полномочия своим подчинённым. При этом контроль может не осуществляться вовсе или осуществляться частично.

Сотрудников тоже, согласно модели ситуационного лидерства, всего 4 типа.

Первый — это высокомотивированные сотрудники, готовые много работать, но не обладающие достаточным уровнем квалификации . Это могут быть вчерашние студенты или новички в той или иной должности.

Второй — сотрудник, обладающий средним или высоким уровнем владения компетенциями, но демотивированный . Такие работники чаще всего долго работают в одной должности без повышения в заработной плате и карьерного роста .

Третий — сотрудник обладает высоким уровнем компетенций, но не имеет уверенности в себе , что влияет на мотивацию и энтузиазм в работе.

И четвёртый — сотрудник, который мастерски владеет своей профессией, мотивирован и уверен в себе .

Разумеется, к каждому из этих типов сотрудников должен быть индивидуальный подход.

Ситуативное лидерство — что это, как работает, где и когда уместно, как научиться, Корпорации «Синергия», Дмитрий Плеханов, Синергия, Ситуативное лидерство, ситуативная теория лидерства, ситуативный подход к лидерству, стили ситуативного лидерства, ситуативная концепция лидерства, ситуативный подход к лидерству плюсы и минусы, ситуативное лидерство примеры

Обучаться ситуационному лидерству нужно в первую очередь на практике. Даже в рамках такого серьёзного понятия вы не найдёте для себя ответы на все вопросы, которые будут встречаться в работе.

Смотрите также: Как учат лидерству в ПАО «Вымпелком»

Для того чтобы найти наиболее подходящий способ управления теми или иными людьми или командами, нужно наблюдать за их поведением, реакциями, эффективностью, собственным уровнем вовлечённости — и по этому анализу выстраивать взаимодействие, применяя те или иные методы.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов
Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.