Эмоциональный интеллект: необходимое качество хорошего лидера?
Тема важности эмоционального интеллекта получила большое распространение в бизнес-литературе и на профильных конференциях в 2000-х, хотя этого аспекта в своих трудах касались еще Чарльз Дарвин и Зигмунд Фрейд. А в шестидесятых годах прошлого века в работах ученых Майкла Белдока и Ханскарла Лёйнера появился и сам термин. На сегодня существует несколько моделей эмоционального интеллекта — к примеру, смешанная модель Дэниела Гоулмана, которая включает самопознание, саморегуляцию, мотивацию, эмпатию и социальные навыки, рассказывает Марина Хомич, HR-директор Viber в Минске.
Тема эмоционального интеллекта привлекательна и важна не только для ученых, но и для бизнесменов, авторов деловой литературы. Сегодня на полках магазинов мы можем найти множество книг, которые раскрывают, как именно это качество проявляется в работе: «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует» Ицхака Адизеса, «Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство» Кена Бланшара, «Простое лидерство» Бориса Грундля и Бодо Шефера и так далее.
Читайте также: Разум и чувства: как работает EI в бизнесе
Такое внимание роли эмоций в управлении уделяется неспроста. Все началось со спора о том, действительно ли интеллект (IQ) напрямую влияет на успешность человека в жизни и карьере ? Оказалось, что тесты на IQ это не подтверждают, и тут на сцену вышли так называемые soft skills, то есть «гибкие навыки», которым сегодня учат руководителей на всевозможных курсах.
Спор не разрешен до сих пор.
Лично я считаю, что человек с низким эмоциональным интеллектом попросту не может стать лидером (только не стоит путать понятия «лидер» и «руководитель»). Согласно словарю Ожегова, «лидер — это глава политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-либо группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе». Из определения понятно, что лидер не может существовать отдельно, он должен иметь авторитет и влияние на группу людей .
Вообще в любых взаимоотношениях очень важно сопереживание, умение считывать эмоции других, и на основе этого корректировать собственное поведение. Лидеры учатся наиболее эффективно доносить информацию, решения, просьбы и поручения, правильно дозировать новости. Осознанность и самоконтроль помогают в работе с собственными эмоциями, не дают им выхода в неподходящий момент, что помогает придерживаться бизнес-этики и даже элементарных правил уважения.
Очень важные элементы эмоционального интеллекта для лидера — внимание и умение фокусироваться на главном , подмечать детали, улавливать взаимосвязи, на основе которых можно делать жизнеспособные прогнозы, в том числе в отношении поведения окружающих. Нельзя обойти вниманием и интуицию , которая помогает принимать решения в условиях неопределенности, действовать быстро, принимать риски. И безусловно, любые отношения с людьми нельзя построить без доверия .
Если же рассматривать лидерство как обязательную характеристику менеджера и отталкиваться от управленческих функций, то самые важные среди них — грамотная постановка целей, мотивация и контроль . Для того, чтобы обладать каждым из этих качеств, недостаточно просто хорошо разбираться в бизнесе, иметь богатый опыт и знания — необходимо еще и уметь строить взаимоотношения с людьми и понимать ключевые вещи о них.
На стадии найма это важно для того, чтобы собрать команду, плоды совместных усилий которой будут превышать результат их работы в отдельности.
В процессе совместной деятельности такой подход помогает найти индивидуальный подход к каждому участнику команды.
Дело в том, что опытный лидер знает, что все люди разные, у каждого свои ценности и мотивы, и то, что подойдет в качестве мотивации для одного, не будет важно для другого. Поэтому для воздействия на разных людей нужно использовать разные инструменты.
Кстати, если говорить об инструментах, то сегодня на первый план выходит ситуационное лидерство , которое учит, что у одного и того же человека может быть разный подход и отношение к разным задачам. В зависимости от этого руководителю нужно по-разному общаться с подчиненным, поручая ему эти задачи и контролируя выполнение, или же просто ожидая результата.
Специалист, который обладает большим опытом в одной области и от которого можно спокойно ожидать выдающихся результатов, даже не контролируя ход выполнения, по отношению к задаче из другой сферы может оказаться новичком. В этом случае руководителю нужно вести себя с ним соответствующе: подробно объяснять нужные шаги, помогать и договариваться о промежуточном контроле. Все это невозможно сделать без умения считывать и понимать эмоции собеседника, его настрой, а также причины такого состояния.
Смотрте также: Как развить эмоциональный интеллект
Помимо всего этого важно помнить, что для любого человека, в особенности для тех, кто много взаимодействует с другими, очень важно хорошо знать самого себя и свои эмоции, принимать их. Из позиции самосознания и честности перед собой более объективно и адекватно познается и весь окружающий мир, вырабатывается более здоровое отношение к нему. Тот, кто хорошо понимает себя, не будет предъявлять завышенные ожидания или требовать невозможного от других.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?