Сфера услуг: о чем стоит помнить эйчарам

Спрос на сотрудников в сфере туризма и гостинично-ресторанного бизнеса демонстрирует устойчивый рост: в 2023 году он составил 45% в сравнении с предыдущим годом, и сегодня эта тенденция сохраняется. Одновременно специалисты все чаще стали говорить о кадровом голоде (на одну активную вакансию в России приходится в среднем 3,5 резюме) и участившихся случаях гостинга, который в HoReCa достигает 15%. В таких реалиях актуализируется вопрос не только качества подготовки кадров, но и подхода к поиску специалистов. Мария Бакевич, директор по персоналу LES Art Resort рассказывает, о чем важно помнить в сложившихся условиях.

Что ждут работодатели и соискатели от сферы услуг?

В сфере услуг работодатели традиционно ценят профессиональное поведение персонала и качество обслуживания, которое они готовы продемонстрировать. К основным требованиям к соискателям можно отнести:

  1. Профессиональная подготовка — в том числе, готовность соответствовать установленным нормативам и ограничениям (Санпины, стандарты обслуживания).
  2. Понимание общих процессов — выполнение своих обязанностей на соответствующем уровне.
  3. Клиентоориентированность — способность адекватно и доброжелательно реагировать на желания и потребности клиентов.
  4. Высокий уровень коммуникации — умение работать в команде.
  5. Наличие опыта в сфере услуг — будет несомненным плюсом, но на отдельные позиции часто готовы брать соискателей без опыта при условии дальнейшего обучения.

Кстати, возможность получить стабильную работу, не имея опыта, — один из ключевых плюсов для соискателей в этом сегменте бизнеса. Практика стажировок и обучения на старте привлекает молодые кадры. К преимуществам работы в HoReCa также можно отнести широкие перспективы для профессионального роста и много позиций с гибким графиком работы.

Готовим кадры со школьной скамьи

Еще одна тенденция — раннее профориентирование и адаптация программ обучения под требования рынка труда. Сегодня многие учебные организации сотрудничают с предприятиями и компаниями, обеспечивая своим студентам возможность стажировок на профессиональном уровне. Активно развивается федеральный проект «Профессионалитет». Главная задача этой программы — максимально приблизить уровень образования учащихся колледжей к потребностям рынка. А с этого года правительство будет готовить ежегодный прогноз по кадровой потребности, учитывая разные регионы, отрасли и профессии, и на его основе готовить специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.

Таким образом, одновременно принимаются меры для профилактики кадрового голода и трудоустройства молодых, начинающих специалистов.

Плавный вход в рабочий процесс

В сфере услуг на отдельные позиции претендуют соискатели без опыта работы, поэтому для плавного входа в профессию разработано много способов адаптации. Помимо стажировок и практики, которые обязательно сопутствуют обучению по специальностям, эта отрасль готова предлагать и другие методы поддержки на начальном этапе:

  1. Менторство и наставничество: опытные сотрудники рассказывают новичкам о нюансах трудового процесса, проверяют качество работы, предлагают помощь при необходимости.
  2. Практические тренинги: для новых сотрудников моделируют ситуации, с которыми они могут столкнуться в процессе работы, учат отрабатывать негатив и работать в команде.
  3. Обратная связь: на начальном этапе особенно важно давать начинающим специалистам качественную обратную связь о том, как они справляются с работой и на что еще необходимо обратить внимание.

Нельзя не обратить внимания и на то, что 2023 год продемонстрировал самый низкий уровень безработицы за всю историю наблюдений, а количество занятых трудовой деятельностью стабильно растет: в декабре прошлого года зафиксирован самый высокий показатель за этот период с 2005 года. У соискателей появляется больше возможностей для выбора вакансий, и специалистам по подбору персонала надо адаптироваться к этому. Эффективными аргументами для мотивации опытных сотрудников могут стать системы бонусов и поощрений, создание комфортной рабочей среды, а для новичков – широкие возможности обучения и карьерного роста, которые готов предложить работодатель.

Итог

HoReCa — динамичная и подвижная сфера бизнеса. Поэтому практически на всех позициях в сегменте будут важны такие качества соискателей как адаптивность, гибкость, умение работать в команде, внимание к деталям, оперативность мышления, стрессоустойчивость. Персонал должен быть готов превзойти ожидания клиентов и продемонстрировать высокий уровень обслуживания. Поэтому важно не только быть знакомым с трендами и особенностями сферы услуг, развивать навыки критического мышления, тайм-менеджмента и эффективного общения (необходимое качество для понимания ожиданий клиентов), но и обучаться «в полях».

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы