7 фобий бизнесменов
Они взяли жизнь за жабры, они суперактивны и гиперэнергичны. Бизнесмены. Такие разные и – схожие в одном: в своих страхах. О фобиях, от которых порой не застрахован ни смелый стартапер, ни многоопытный директор корпорации, портал HR-tv.ru расспросил экспертов.
Закомплексован, пуглив, недоверчив – сложно представить, что речь идет о лидерах бизнеса, взявшихся решать задачи, справиться с которыми под силу только самым смелым и решительным. Но взгляните на список их фобий – и мир предпринимательства повернется к вам другой стороной.
Итак, чего боятся бизнесмены:
1. Разориться
Самый страшных страх, и это абсолютно уместная тафтология. Нет средств – нет и бизнеса. А вслед за ним и статуса, денег и прочего, ради чего собственно и начинается собственное дело. Кто-то сотни раз падает и встает, кто-то существует в относительном благополучии – но каждый нет-нет, да и ловит себя на мысли о разорении.
Комментирует Евгения Перегубко, PR-менеджер "Высоцкий Консалтинг":
"У любого бизнесмена всегда есть страх разориться. Пожалуй, это самая главная фобия, преследующая его днями и ночами, без перерывов на выходные и обед. А вот каким образом разориться – тут уже у каждого свои опасения. Владельцы малого бизнеса, в основном, боятся, что появится более мощный конкурент (например, крупная федеральная сеть), который попросту их задавит и вытеснит с рынка. Учредители ООО зачастую опасаются рейдерских захватов или что их самих выставят из компании".
![]()
2. Провалить проект, проиграть дело, потерять лицо
Страх разориться вследствие своей некоторой отдаленности все-таки порой оставляет поле для маневра. Но куда деваться от страхов "промежуточных"? Не справиться с одной из задач – боязнь иногда почище любой другой.
Говорит Ольга Гесс, CEO & founder TamTam:
"Единственная и непреодолимая фобия – провал проекта или срыв мероприятия. Обычно чем меньше времени до сдачи готового проекта или до мероприятия, тем больше страхов, что что-либо не сойдется или кто-то откажет. Хотя подобных случаев провала на практике не было и всегда есть подстраховка, запасной вариант - фобию побороть не получается. Внутренний перфекционизм не может допустить того, что что-то пойдет не так".
Подобные фобии надо в себе побеждать, убежден управляющий партнер маркетингового агентства "Биплан" Илья Грошиков:
"Если не брать в расчет личные страхи, свойственные каждому человеку, для бизнеса есть характерные сомнения, с которыми нужно постоянно бороться. Говоря о глобальном, сразу вспоминаются фундаментальные решения, направленные на всю компанию в целом. В такие моменты, в голове прокручиваются миллионы вопросов – "А что если не получится?", "Вдруг будут недовольные?", "Может еще немного подождать?" и т.д. Не нужно ждать ответа или озарения, просто примите окончательное решение, потому что без изменений нельзя добиться успеха".
![]()
3. Упустить блестящую идею
Комментирует Инна Чигарева, руководитель проекта поддержки начинающих предпринимателей "Новый бизнес" Ассоциации молодых предпринимателей России:
"Начинающие предприниматели часто боятся, что их бизнес-идею украдут. Но на самом деле идея, даже самая лучшая, ничего не стоит. Ценность бизнеса создается в процессе реализации".
![]()
4. Попасть под чиновничий произвол
Инна Чигарева продолжает о страхах начинающих:
"Бизнесмены часто боятся проверок и чиновничьего беспредела. Но сейчас работает множество организаций, которые помогают предпринимателям защитить свои права. Например, аппарат омбудсмена".
![]()
5. Неудачно выступить на публике
О фобии, которая порой сражает даже самых успешных, говорит Эмелиана Светлова , бизнес-тренер, консультант по эффективному руководству, бизнес-коммуникациям и психологии трудовых отношений.
"В своей практике наиболее часто встречаюсь с фобией публичных выступлений. Бизнесмен, достигший значительных успехов в своем деле, искусный переговорщик и тусовщик, преуспевающий в нетворкинге, тем не менее, часто оказывается не готов к работе с большой аудиторией, а столкнувшись с неудачей, приобретает неуверенность и страх выступлений. При этом необходимость в выступлениях возникает постоянно – от крупных совещаний и корпоративов внутри компании до спикерства на конференциях, презентациях, в телевизионном и радиоэфирах и др. Диссонанс между собственной успешностью, высоким статусом и "непростительной" слабостью загоняет проблему глубоко в подсознание, создавая стрессовую ситуацию даже при мысли о необходимости выступать".
Боязнь публичных выступлений в той или иной степени свойственна большинству адекватных, в том числе, очень успешных, людей, считает Эмелиана Светлова , и по ее мнению, нельзя пускать процесс на самотек:
"Ни в коем случае нельзя заставлять себя выступать "через не хочу", пытаться самостоятельно преодолеть фобию практикой в "процессе". Это только усилит страх, при том, что риски неудачных выступлений для имиджа бизнесмена слишком высоки и неоправданны".
![]()
6. Погрязнуть в проблемах, которые порой и не предусмотришь
Комментирует Светлана Шишкина, генеральный директор и основатель компании "Аутстаф Столица":
"Иногда маленькие страхи и переживания одолевают с таким упорством, что действительно превращаются в настоящие фобии. И эти фобии, несмотря на специфику профессии, обычно у всех одни и те же".
В списке эксперта такие страхи, как "Плохой отзыв о компании, оставленный хорошим сотрудником", "Пропажа рекламы на директе", "Растерянность сотрудника в самый нужный момент ", "Неожиданный крупный штраф за что-то несущественное. Например, за нестандартный рекламный щит"…
7. Остаться в одиночестве
И, разумеется, бизнесмены, как и все люди, боятся остаться не только без денег, но и в одиночестве. Говорит Григорий Аветов, ректор бизнес-школы "Синергия":
"Ключевой страх любого нормального человека и тем более предпринимателя – страх одиночества и бедности. Каждый из нас переживает проекцию "кризиса сорока" – что будет со мной в будущем, если сейчас я не богат, не успешен, не окружен нужными людьми и не имею необходимых контактов и связей. Нужно помнить, что мы сами создаем для себя все ограничения. Это тот самый, порождаемый комплексами, недостаток свободы в нас, который мешает уйти с работы, начать собственное дело, найти инвестора, масштабировать бизнес, развивать продукт".
По мнению эксперта, справиться с закомплексованностью бизнеса можно через нетворкинг: "развивать полезные связи, получать новые знания и расширять границы сознания на площадках бизнес-мероприятий".
А как же побороть свои страхи?
Слово Евгении Перегубко, PR-менеджеру "Высоцкий Консалтинг":
"Преодолеть страхи помогает осознание того, что все зависит от тебя. Сделать бизнес эффективным и обезопасить в плане рисков – твои главные задачи. Малый и средний бизнес, дабы избежать страха серьезного конкурента, находит свои преимущества, старается быть не хуже крупных сетей, а даже лучше – особенным и уникальным в своей тематике. Учредители, в свою очередь, подстраховываются различными способами, начиная от грамотного документооборота, заканчивая связями "свыше".
Судя по списку перечисленных экспертами страхов, предприниматели такие же люди, как и остальные. Просто чуть-чуть смелее.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?