Принципы лидерства 2.0
Новые технологии активно меняют жизнь вокруг нас: блокчейн, интернет вещей, цифровизация, Менеджмент 3.0., Индустрия 4.0... А что же с лидерством, неотъемлемым элементом всех достижений и результатов? Именно ему посвящена статья Константина Борисова, бизнесмена, ментора в Фонде развития предпринимательства Рыбакова, преподавателя в бизнес-школе «Сколково».
Руководитель прошлой, доцифровой эпохи стремился прийти к цели с помощью сильного планирования и стратегии и измерял каждое действие сотрудников с помощью KPI.
Справедливо будет сказать, что данная модель здравствует до сих пор. Этот тип вообще необычайно живуч, особенно в регионах и более консервативных отраслях. Вместе с тем, многие заметили, что при столь совершенной системе KPI прибыль часто падает, а в команде топ-менеджеров царит что угодно, только не взаимовыручка и ориентация на общую цель.
Читайте также: 7 самых важных навыков лидера
Все это признаки того, что модель «Лидера 1.0» все хуже справляется с вызовами времени.На сцене появляется «Лидер 2.0», в арсенале у которого новые принципы руководства.
Первый из принципов – Идеи. Лидер 2.0 не претендует на обладание единственно верным знанием. Его позиция – это участие в поиске правильных ответов вместе с командой. Он и исследователь, и руками готов поработать. Он не знает ответов на все вопросы, он находится на острие интеллектуального поиска и вместе со своими людьми генерирует новые идеи. И это неудивительно, на наших глазах стремительно могут исчезать или меняться до неузнаваемости целые отрасли.
Вместо классических таксопарков пришел Uber, вместо солидных банков времен 2000 годов – феномены вроде Tinkoff или МодульБанк, а многие малые предприниматели отдают теперь ведение бухгалтерии в компанию Мое Дело, а не традиционным бухгалтерам. Именно поэтому лидеру нужно учиться, у него нет Сильной Стратегии на много лет вперед, у него есть набор гипотез и доступ к большому количеству экспертов, внутри и снаружи организации. Идеи (именно во множественном числе) – его первое значимое оружие. Но не единственное.
Второй принцип нового лидера – Сообщество. Идеи невозможно рождать и быстро проверять в одиночку. Соответственно, Лидер 2.0 регулярно находится в кругу своей команды. Отсюда и общекорпоративные чаты, и отсутствие кабинетов, и любимые многими круговые столы. Он теперь не сверху, он рядом – вдохновляет, делится планами, спорит, мотивирует, оперативно нанимает или увольняет, привлекает ресурсы и экспертов из самых разных мест. Он – менеджер Сообщества. А сообщество и дистанция власти несовместимы. Итак, наш герой всегда рядом со своим Сообществом. Дорогой костюм у него тоже есть, но только для встреч со значимыми инвесторами или презентаций своих продуктов крупным клиентам.
В этом Сообществе реализуется еще один принцип нового Лидера – Влияние. Он самостоятельно ищет и привлекает ресурсы для выполнения задач, не ожидая плановых дотаций от акционеров.
За ресурсами для задачи он готов идти куда угодно: ко внешним инвесторам или к текущим к менеджменту компании. Его задача – построить с ними отношения и «продать» свое видение будущего. Соответственно, влиять на тех, кто ничего формально Лидеру не должен – важное оружие нового руководителя.
Четвертый ключевой принцип Лидера заключается в том, что он формирует общий финансовый результат. Поскольку у нас больше нет непогрешимого плана, а есть только набор идей для тестирования, то зачем нам регламентировать и считать каждый шаг на пути к общей цели (или целям)? Тем более, что и сама цель может поменяться по мере реализации проекта?
Нам остается нанимать людей, которым интересна работа и поиск решения сами по себе, и платить им только за большой финальный успех в форме опционов или долей в будущих прибылях. Таким образом, возникает новая общая форма мотивации, когда например 20% новой компании принадлежит менеджменту. Назовем ее общий результат. У них разом появляется общая цель – вырастить капитализацию бизнеса, чтобы эти 20% стоили миллионы. Таким образом, исчезает сама необходимость мучительно оценивать и оплачивать каждое мелкое действие бэк-офиса.
Смотрите также: Metro group: лидерство идет изнутри
Идеи, влияние, сообщество и общий результат. Вот те 4 принципа эффективности, которые будут актуальными для лидеров в цифровую эпоху. Отменяют ли они необходимость контроля и наличия системы KPI? Нет. Но новые KPI становятся скорее краткосрочными ориентирами для недельных спринтов по разработке новых продуктов и не привязаны напрямую к ежемесячной оплате.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?