Пять правил успешного собеседования
Что вам мешает найти работу: Возраст? Отсутствие опыта? Отсутствие блата?
В первую очередь вам мешает отсутствие умения себя «продавать». О том, как дорого «продать» свой опыт на собеседовании, рассказывает спикер Synergy HR Forum, карьерный консультант и руководитель компании «Университет Карьерного Роста» Татьяна Минаева .
Работодателю непросто подбирать людей. Ему страшно выбрать «не того», ведь это потеря времени, денег, нервов, он осторожничает и старается по максимуму перепроверить компетенции и мотивацию кандидата. При этом у работодателя нет идеального сканера, который проявит все ваши сильные стороны. Ваши достижения, аналитические способности, умение быть вовлечённым 24/7 — невидимы. Единственный способ сделать видимыми ваши преимущества — рассказать о них или решить кейс. И единственный человек, который может это сделать, — это вы.
Читайте также: Резюме для фрилансера
Если у вас десять «единиц опыта», а вы на собеседовании продемонстрировали только одну, а у вашего конкурента всего две «единицы опыта», но он показал обе, то выберут не вас. Одна против двух — вы проиграете. Сравнивают не ваши реальные умения, а ваши презентации. Поэтому при поиске работы вы должны понимать, что для результата одинаково важны два фактора — наличие навыков и умение «продавать» эти навыки .
Вот пять основных правил «продажи» себя на собеседовании:
- Когда вас просят: «Расскажите о себе», вам не нужно отвечать на этот вопрос, вы должны отвечать на другой вопрос: «Почему вы самый лучший кандидат»
Сравните:
Вариант 1.
— Расскажите о себе.
— Я бухгалтер, живу в Москве с 2003 года, работаю в 1С, живу недалеко от места работы, мне удобно добираться.
Вариант 2.
— Расскажите о себе.
— Я сильный бухгалтер и умею работать на всех участках бухгалтерии. Я очень люблю свою работу, и у меня есть четыре сильные стороны, которые помогают мне быть эффективным в этой профессии:
1) Фокус на экономию.
2) Умение планировать и желание всё делать заранее.
3) Педантичность в работе с информацией.
4) Сервисный подход в работе с сотрудниками.
В работе я люблю всё максимально оптимизировать, и каждый мой руководитель очень радовался тому, что я могу выполнять работу практически за двух бухгалтеров.
- Используйте каждый вопрос, чтобы «продать» себя
Вам могут задать умный или глупый вопрос, вопрос может быть связан с профессией или с личной жизнь, а может быть связан вообще с гороскопами. Не важно, какой вопрос. Он может занять хоть первое место на конкурсе глупостей — не нужно на собеседовании оценивать вопрос. На собеседовании нужно себя «продавать».
Выйдя с собеседования, будете думать: зачем задали этот вопрос; сколько вопросов было по делу, сколько — нет; буду ли я работать с человеком, который задал этот вопрос, или я с ним не буду пересекаться; хочу ли я там работать и за какие деньги я готов каждый день отвечать на такие вопросы.
Представьте , что вас спрашивают: «Какой ваш знак зодиака?»
Вы можете:
— молча встать и уйти;
— открыто послать работодателя, не стесняясь в выражениях;
— ответить резко, спросить, какое это имеет отношение к вакансии;
— ответить спокойно и коротко: «Близнецы»;
— «продать» себя с помощью этого вопроса: «Я — Близнецы. Вы знаете, есть много вполне земных причин, почему я эффективен в работе, но если руководствоваться описанием Близнецов, то, возможно, их бешеная энергия как раз и позволяет мне быть успешным и результативным, я люблю работать по 14 часов в сутки. А ещё Близнецы — гении коммуникации. Я могу наладить контакт с любым человеком: с ребёнком, со взрослым, с человеком среднего достатка и с миллионером. Это помогает мне быть сверхрезультативным в продажах. Если я стою в очереди в гардеробе, я всегда знакомлюсь с соседями, и, вы знаете, это круто влияет на мои продажи, некоторых клиентов я нашёл в лифте, гардеробе, в кинотеатре».
- Готовьтесь к возражениям заранее
Если вы понимаете, что живёте в климате, в котором осенью идёт дождь, то вы точно купите зонтик и будете его брать с собой. А если вы понимаете, что живёте в мире, где люди не доверяют, перепроверяют, боятся и возражают, то вы берёте с собой на собеседование заготовленные формулировки по работе с возражениями.
Примеры:
— Вы нам не подходите, потому что вы работали в другой сфере.
— Я работал в другой сфере, это правда. Но я могу доказать, что это большой плюс и что я справлюсь с вашей работой.
— У вас слишком большой опыт, вам будет скучно.
— Я понимаю, что на первый взгляд может показаться, что у меня слишком крутой руководящий опыт и что я хочу продолжать работать руководителем. На самом деле я получаю большое удовольствие именно от работы менеджера по закупкам, а не руководителя. Когда я работал руководителем отдела закупок, я на 50% выполнял функции менеджера. На 50% это были функции администрирования, и как раз второй блок функций для меня менее привлекателен. Мне нравится экспертная роль, когда ты анализируешь поставщиков, проводишь переговоры и находишь лучшее решение для компании. Я эксперт по своей природе, в этой работе я очень эффективен, и она мне нравится. Моя мотивация работать на вашей позиции осознанная и очень сильная.
- Ваши вопросы к работодателю — это тоже способ себя «продать»
— Есть ли у вас вопросы?
— Почему ушёл ваш прошлый сотрудник? Есть ли ДМС? Есть ли перспективы роста? Почему у вас ошибки на сайте? Почему у вас нет доставки продуктов, это же неудобно?
Стоп.
Я понимаю, что всё это важно, но… помним про психологию.
Вопросы, которые «обижают» человека или компанию , сыграют против вас. Вы можете промолчать или тактично уточнить:
— Я увидела, что ваш продукт пользуется огромным спросом. И, наверное, для вас не секрет, что потребители в интернете очень просят организовать доставку. Есть ли у вас это в планах или это не так выгодно и вы пока откладываете этот вопрос? Я почему спрашиваю, у меня есть опыт работы в интернет-магазине с большим объёмом доставляемых товаров в день, и, возможно, мои компетенции по организации процесса доставки вам также были бы интересны.
Кандидаты очень хотят спросить, почему ушёл прошлый сотрудник. Для них это возможность откопать какой-то конфликт или узнать о проблемах в компании, которые на первый взгляд не видны (то же самое и работодатель хочет откопать, задавая вам вопрос, почему вы ушли с прошлого места работы).
Работодателя может рассердить этот вопрос. И есть вероятность, что он не поймёт, что истинная причина раздражения в том, что он не подготовлен к такому вопросу. Ваш оппонент решит, что кандидат, задающий вопрос, и есть причина раздражения, и вы будете ассоциироваться у него с плохими эмоциями. Лучше не рисковать. Можно задать такой вопрос после получения оффера или сделать по-другому:
— Подскажите, пожалуйста, есть ли возможность связаться с сотрудниками, которые ранее работали на этой позиции? Информация от них очень важна и может существенно улучшить мои результаты. Нет ли препятствий к этому?
Если препятствия есть, то вам это станет понятно из ответа.
Лучше всего вопросами в конце собеседования продемонстрировать свою экспертизу и мотивацию:
— Какие у меня будут KPI? Каких результатов вы от меня ожидаете в течение года? Что я должен сделать, чтобы вы были очень довольны через год?
— У меня есть опыт в оптимизации процессов. Подскажите, есть ли у вас сейчас проблемы, связанные с процессами: например, нет контроля и задачи из-за этого могут быть не выполнены, функции задвоены, нет инструкций, как нужно выполнять ту или иную работу, поэтому сотрудники делают ошибки?
- Короткие ответы — это провал
Сравните:
Вариант 1.
— Какой у вас стиль руководства?
— Демократический.
Вариант 2.
— Какой у вас стиль руководства?
— Демократический. Для эффективного управления людьми у меня есть три принципа: обучай, мотивируй, спрашивай. Всё это должно быть системно и без сбоев. Во-первых, каждый человек должен получить грамотное обучение (не инструкцию, как нужно сделать, а развитый навык, мы так должны обучить, чтобы человек не смог сделать неправильно). Во-вторых, человек не будет работать без энергии . Мотивация — это энергия. Мотивация создаётся грамотными KPI, уважительной и конструктивной коммуникацией, позитивной атмосферой и достаточной степенью свободы. Человеку важна среда, в которой он работает, и эту среду/эту культуру создаёт руководитель, то есть я. И третье правило — спрашивай, то есть требуй. Система контроля должна быть, человек должен знать, что с него спросят и что у него нет шансов не выполнить задачу.
Короткие ответы никак вас не раскрывают. Короткий ответ может быть «правильным», но он не создаёт причин вас нанять, работодателю не за что зацепиться, чтобы вас нанять. Так что в конце ответа задайте себе вопрос: «Я себя продал?»
Смотрите также: Карьера женщины в IT
Это только первые 5 принципов для продажи себя. Есть ещё много психологических приёмов для эффективного прохождения собеседований. Именно психологических — вы должны понимать, что вас не машина оценивает. Вы должны учитывать природу человека: он всегда будет привносить свою личность и свои эмоции в оценку, и в ближайшие лет 20 этого не избежать. Да, хотелось бы большей объективности, но это пока не очень реально. Лучше заранее понимать истинную картину и исходить из неё, а не из иллюзий, которые вам не помогают подготовиться к реальным условиям.
Умение себя продавать — это гарант успеха.
Многие говорят: «Я не хочу себя продавать, но я хочу получать много денег».
Это практически невозможно. Либо вы очень крутой специалист (и слава идёт впереди вас — вас хантят, вам не нужно выставлять своё резюме и ходить по собеседованиям), либо вы узкий специалист (и вас хантят, так как нет других людей на рынке), либо вы всё же идёте и продаёте себя, доказываете, что вы стоите дорого.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?