7 патологий организационных структур

Организационная структура – это один из инструментов управления бизнесом. Правильная иерархия департаментов и отделов, продуктивное распределение функций, баланс полномочий и ответственности, качественное взаимодействие сотрудников и отделов – залог того, что бизнес-организм будет работать слаженно и максимально эффективно.

Организационная структура – это скелет и мышцы бизнеса. Патологии организационной структуры приводят к снижению гибкости, подвижности, силы, скорости, а иногда и к инвалидности бизнеса.

Елена Чернышова, Здоровье и 6 раковых опухолей организационных структур, Донстрой, Организационная структура, иерархические системы, анализ, «корневая» функция, трудовая функция, уровень иерархии, оргструктура, избыточные процессы, Неправильная оргструктура, бизнес-результат, бизнес-процесс, Оргструктура от процессов

Требования к здоровой структуре

Признаки здоровья

Патологии оргструктуры

и ее симптомы

Последствия для компании

1

«Оргструктура от процессов»

Руководитель отдельного подразделения и его сотрудники создают/ отвечают за значимый бизнес-результат для бизнеса компании .

Замечания от контрольной функции не являются значимым результатом.

«Оргструктура от персоналий»*.

Искусственные должности без бизнес-результата.

Разделение ответственности между разными подразделениями за один результат приводит к отсутствию ответственности исполнителей и руководства за значимый бизнес-результат.

*Оргструктура «от персоналий» является нормой для стартапов.

2

Баланс полномочий и ответственности у руководителей

Руководителям официально предоставлены права и обязанности самостоятельно принимать решения , отдавать распоряжения и управлять ресурсами для достижения целей бизнеса.

Полномочий много & ответственности нет.

Полномочий и ресурсов нет & спрашивают за результат

Полномочия и ответственность не соответствуют уровню руководителя

Полномочные решения руководителя «сносит» вышестоящий или, что хуже, сотрудник, наделенный «властью» и не отвечающий за результат

Превышение полномочий над ответственностью приводит к административному произволу (обычно в бэк-офисе), а обратная ситуация — к параличу деятельности (обычно в основных процессах).

Частое применение власти вместо полномочий также парализует регулярную эффективную деятельность.

3

Одна трудовая функция – одно подразделение

Сотрудники, выполняющие одинаковый вид деятельности, находятся в одном подразделении.

Примеры видов деятельности: стратегическое управление, маркетинг, продажи, производство, финансы, бухгалтерия, юристы, закупки, ИТ.

Множественные подразделения с одним видом деятельности, но с независимыми руководителями

«Разбросанные по оргструктуре» сотрудники с одним видом деятельности приводят к возникновению дублирования, «разрывам в информации» и переделкам.

Кроме того, это приводит к значительному увеличению числа конкурирующих друг с другом за власть руководителей.

Отсутствует синергия команды.

4

Соблюдается норма управляемости

Норма управляемости = 7(+/-2).

Количество руководителей не более 14%.

Количество руководителей всех уровней более 14%

Увеличение количества руководителей приводит к:

1) увеличению количества правил и контрольных функций;

2) требованиям к увеличению общей численности, т.к. «теперь не справляются»;

3) увеличению длительности цикла всех офисных процедур;

4) отсутствию качественной информации «снизу»;

5) отсутствию ответственного за бизнес-результат, значимый для компании. При этом все «очень заняты».

5

Количество исполнителей по основным процессам соответствует объему потока работ.

Без комментариев.

Неравномерность нагрузки на специалистов по потоку работ.

Недостаток или избыток сотрудников на каждом этапе процесса создает или «узкое горло» и задержки, или недозагрузку других сотрудников.

Количество исполнителей по вспомогательным процессам соответствует объему потока работ по основным процессам.

Основные процессы являются «заказчиком» работ бэк-офиса и драйвером численности исполнителей бэк-офиса.

Аналогично.

Аналогично.

6

Количество уровней иерархии соответствует и отражает количество бизнес-единиц, сложность портфеля продуктов и бизнес-процессов, географию и численность штата.

До 3-4 уровней максимум в компаниях до 2000 человек без географической распределенности и однотипным портфелем продуктов.

Пример иерархии для предприятия до 2000  сотрудников:

От генерального директора до последнего в иерархии исполнителя – не более 4 уровня:

  1. Генеральный директор
  2. Высшее руководство.
  3. Среднее руководство.
  4. Младшее руководство/Эксперт-исполнитель.
  5. Исполнитель.

Бюрократические иерархии.

Для компаний до 2000 человек – вертикальные иерархии свыше 4 уровней.

Длинная иерархия порождает искусственные процессы, отрыв руководства от «поля», увеличение контрольных и бюрократических функций.

Бюрократическая система склонна к устойчивости, отсутствию гибкости, низкой производительности, уменьшению количества исполнителей за счет замещения «начальниками» и последующему росту численности.

Регулярные подробные планы и отчеты о проделанной работе заменяют результат, значимый для бизнеса. Назначение таких отчетов - демонстрации занятости.

Иерархическая система принятия решений «гасит» творческую энергию и командную работу.

7

Компетенции сотрудников соответствуют занимаемой должности. Особенно важно для руководства.

Без комментариев.

Компетенции сотрудников не соответствуют занимаемой должности.

Некомпетентный руководитель создает команду и рабочие процессы, отражающие его некомпетентность.

Для выполнения/исправления работы за некомпетентного специалиста требуется еще 1-1,5 сотрудника.

Такая работа для компании стоит дороже.

Талантливые и компетентные сотрудники уходят из компании.

Итак, правильная, здоровая организационная структура обеспечивает:

1) непрерывность и быстроту протекания процессов;

2) наличие центров ответственности по решениям, отсутствие задержек по решениям;

Читайте также: Плюсы и минусы различных организационных структур

3) достаточное количество исполнителей (>86%) и руководителей всех уровней (<14%);

4) точную и оперативную информацию «снизу»;

5) количество уровней иерархии в зависимости от количества бизнес-единиц, портфеля продуктов, географии, сложности решаемых вопросов и штата (до 3-4 уровней максимум в компаниях до 2000 чел. без географической распределенности и однотипным портфелем продуктов).

Неправильная, «больная» организационная структура обеспечивает:

1) постоянное увеличение количества руководителей и штата;

2) непрерывное увеличение уровней иерархии;

3) «вложенность» и разрастание «домашнего» бэк-офиса внутри подразделений;

4) большое количество правил и контролей;

5) отсутствие ответственных за результат и множество «согласователей-экспертов»;

6) неравномерную и нелогичную с точки зрения бизнес-результата «нарезку» отделов;

7) «кривое» и медленное протекание процессов.

Смотрите также: Как кунг-фу помогает в бизнесе

Последствия «больных» организационных структур для компаний:

Избыточные процессы, невозможность принять решение по вопросу из-за отсутствия конкретного ответственного за бизнес-результат процесса, низкая производительность труда, высокая себестоимость, невозможность изменений, потеря талантов.

Своевременно замечайте патологию структуры!  Здоровья и процветания всем!

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.