От вертикальной иерархии к горизонтальным связям – к чему стремятся компании
Существуют два основных типа развития бизнеса – вертикальный и горизонтальный. Бизнес – государство сложное и многослойное, и для его создания требуется твёрдая почва. Классический и проверенный временем вариант вертикального управления – это первоочередной выбор для управленца, в особенности, если он только начал свой боевой путь, уверен директор по HR компании Fix Price Антон Максименко .
Человек в высокой башне
Вертикальная организационная структура управления компанией предполагает наличие определенной иерархии, где более низкие уровни управления подчиняются высшим.
Читайте также: Авторитарный стиль управления: почему руководители не хотят быть демократами
По своей структуре практически любая компания имеет элемент вертикальности. Сотрудники компании подчиняются генеральному директору. Иерархическая структура проста и ясна. Есть руководитель, его заместители, начальники отделов, специалисты и так далее. И чем масштабнее идёт развитие, тем должностей и отделов становится больше, а с ними, соответственно, и повышается нагрузка на руководящие звенья.
К структуре вертикального управления отчасти стоит отнести компанию Fix Price.
Её структура включает в себя пять функциональных подразделений, осуществляющих основные бизнес-процессы (в том числе продажи, логистика, маркетинг), а также восемь подразделений, выполняющих вспомогательные (обеспечивающие) бизнес-процессы. У всех функциональных подразделений есть единый управленец – генеральный директор компании Дмитрий Кирсанов. Каждое из подразделений, в свою очередь, имеет внутреннюю иерархию – деление на более мелкие сегменты: отделы, секторы, центры, общее количество которых достигает отметки в 120.
Но в то же время Fix Price имеет и признаки горизонтальной структуры управления .
Благодаря стандартизации процессов управления, особенностям логистики и операционной модели управления компания имеет единообразную форму управления среди множества подразделений и покрывает огромную территорию по России и странам СНГ.
«Мы владеем одним магазином в 4000 копий», – говорит Дмитрий Кирсанов.
Гибкость стандартов
Основным принципом управления компании Fix Price является постоянное развитие персонала, поддержка его в получении новых задач и горизонтов освоения. Для персонала проводятся внутренние тренинги и обучение, поощряется развитие в иных сферах, отличных от работы их департамента. В случае, если сотруднику становится не интересна его работа или он проявляет интерес к работе другого департамента, то у него есть возможность найти подходящую должность или реализовать себя в другом секторе. Таким образом, персонал всегда находится в непрерывном развитии. Ведь если персонал компании постоянно развивается и растет, неизбежно развивается и растет вся организация .
Принцип разделения труда характерен для «горизонтальной» компании. Каждый сотрудник компании точно и ясно понимает, что он делает и для чего, он видит, что является его дополнительной мотивацией, и это не всегда деньги. Да, в вертикальной иерархической структуре денежный фактор зачастую является основным, но в горизонтальной – нет. Помимо материального поощрения, сотрудник получает возможность гибкого роста в своей должности, где подъём по карьерной лестнице возможен по плоскости. Не по вертикали с делегированием полномочий сверху вниз, а по сферам профессиональной деятельности с возможностью реализации своих способностей (то есть по интересу).
Достигается такая стратегия развития за счет специальных курсов обучения для сотрудников, где помимо роста в сфере торговли есть пути развития в управлении персоналом, IT-сферы, маркетинга, менеджмента и пр.
Например, для Fix Price наиболее важными проектами стали проекты организации развития сети за рубежом , тут требовалась исключительно профессиональная работа .
Основной первоначальной задачей стал поиск ключевых компетентных сотрудников из числа местного населения, так как на момент старта не везде была достаточно развита сетевая розница и поиск сотрудников с нужными навыками и опытом представлял собой определенную сложность. Обучение основным технологиям и организацию базовых бизнес-процессов взяли на себя сотрудники из России – стартап-команда Fix Price, и эта задача была решена с успехом. Отныне сеть доступна для покупателей во многих странах, и её развитие в каждой из них идет согласно принятым стандартам работы и под четким централизованным управлением.
В качестве ещё одного примера можно назвать быструю реорганизацию процессов во время пандемии и перевод большей части управленческого аппарата и специалистов на удаленную работу. Сотрудники всех подразделений очень быстро адаптировались к новым условиям и сделали все возможное, чтобы работа Fix Price никоим образом не замедлилась и не ухудшила экономические показатели компании. IT-специалисты в максимально сжатые сроки осуществили доработки для «безболезненного» перехода офисных сотрудников на работу из дома. Все службы переориентировались на онлайн-коммуникации, были налажены взаимодействие с персоналом и контроль сотрудников.
Fix Price постоянно принимает молодых специалистов из высших учебных заведений. Только в прошлом году, в компанию пришли около 30 молодых специалистов и успешно себя в ней реализовали. Стоит отметить, что многие сотрудники компании получают второе образование и проходят курсы по повышению квалификации или изучают сторонние сферы, что позволяет им в дальнейшем иметь возможность перехода в другие подразделения для расширения своих знаний и опыта.
Смотрите также: Редизайн оргструктуры МТС
Если говорит о стабильности развиваемого коллектива, то средний стаж ТОП-менеджмента Fix Price составляет порядка 20 лет (почти все представители ТОП-менеджмента работают с момента основания компании в 2007 году – а это более 14 лет). Если же говорить о менеджерах младшего звена – это начальники отделов, руководители центров и секторов – средний стаж в данном случае составляет около 10 лет. Есть также и достаточно молодые кадры, ставшие руководителями за достаточно короткий срок.
Помимо профессионального обучения и мотивационных программ для горизонтальной связи характерно так же и наличие социальной составляющей. Например, программа «Люди Fix Price» представляет из себя канал связи между сотрудниками компаниями, она поддерживает внутрикорпоративную культуру компании и укрепляет коммуникацию между людьми. Это позволяет лучше сплотить команду, ведь хорошо, когда рядом есть плечо, на которое можно положиться в трудную минуту.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно
Что Вы думаете об этом?