От управления по наитию к успеху бренда. История одного пути
Как без опыта работы в ритейле прийти к полному пониманию, чего хотят покупатели; как самообразовываться в незнакомом деле и заражать им сотрудников и почему иногда стоит отступить от строгих бизнес-моделей и поступать по наитию, порталу HR-tv.ru в рубрике " Не знаю, но управляю " рассказала Елена Лапко , директор NOOSA-Amsterdam в России.
- Елена, с чем таким пришлось работать, в чем вы мало разбирались?
- До того момента, как я четыре года назад стала представлять марку аксессуаров NOOSA-Amsterdam в нашей стране, я никогда не работала в ритейле. Моя профессиональная деятельность была связана с подбором и обучением персонала в краснодарском филиале американской продуктовой компании.
Построение бизнес-процессов, создание команды, планирование бюджета, организация логистики, проведение благотворительных акций, сотрудничество с региональными дистрибьюторами и даже управление интернет-магазином — все пришло с опытом.
- Почему вы взялись за дело, в котором не разбираетесь?
- Признаюсь, я всегда носила концептуальные изделия ручной работы. Так получилось, что браслет голландской марки впервые увидела несколько лет назад на одной из жительниц Амстердама и влюбилась в него с первого взгляда. Меня удивило качество кожи и возможность закрепить на изделии несколько кнопок, имеющих свое значение. Кошелек, сумка, ремень и браслет служат основой для кнопок, которые легко менять на новые хоть каждый день. Я в то время оставила карьеру в зарубежной корпорации ради счастливой семейной жизни, но меня не покидала мысль открыть собственное дело. Так пазл и сложился.
Безусловно, кроме пламенного желания работать с hand-made товарами, у меня за плечами было обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров. Я считаю, что любой риск, как и экспромт, должен быть хорошо подготовленным мероприятием.
Читайте также: Шишки на курьерстве, или как незнакомое дело стало родным
- Знала ли ваша команда о том, что управленец "не в теме"?
- Никогда специально не заостряла на этом внимание. Безусловно, со временем мы лучше узнавали друг друга, я рассказывала о себе, делилась историей моего знакомства с маркой, с который мы сейчас работаем. Я убеждена, что талантливые люди могут прийти в команду из самых разных профессиональных сфер, а эффективным членом команды способен стать любой человек, открытый новому и готовый учиться.
Так и произошло: случайные люди в процессе работы отсеивались, а давние коллеги приносили компании все большую пользу.
- Как вы знакомились с незнакомым?
- Сразу скажу: топ-менеджмент бренда дал право эксклюзивно реализовывать товары на территории страны, но не поделился готовыми моделями ведения бизнеса. Возможно, потому, что Россия для них на тот момент оставалась неизведанным рынком. Поэтому я благодарна за поддержку своим друзьям, среди которых есть собственники бизнеса.
Также я регулярно читаю аналитические статьи и интервью, становлюсь участницей профессиональных вебинаров и знакомлюсь с выступлениями бизнесменов, размещенными на видеохостинге YouTube.
- Как именно вы управляли, чтобы не попадать пальцем в небо?
- Я разработала определенные скрипты, которые помогали сориентироваться в различных рабочих ситуациях.
Встреча с покупателем, взаимодействие с байерами и дистрибьюторами, решение проблем в работе служб курьерской доставки — для таких моментов были сценарии, которые постоянно корректировались.
- Руководили "вслепую"? Как вы понимали, что приняли верное/ошибочное решение? Кто помогал?
- Я ставила планы по продажам, по количеству городов, которые должны присоединиться к нашей сети.
Обратная связь от покупателей и увеличение прибыли подсказывали, что я нахожусь на верном пути.
Читайте также: "Я не знал производство, но немного знал людей": история перезапуска типографии
- Какие вы можете подвести итоги? Стали ли вы лучше разбираться в деле? Можете ли вы назвать себя знатоком?
- Я стала понимать, чего хотят покупатели. Сформулировала фразы, которые способны подтолкнуть целевую аудиторию если не к мгновенному приобретению изделий, то хотя бы к личному знакомству с ними, что в нашем деле очень важно. Я смогла убедить будущих официальных представителей в российских регионах в том, что им предстоит работать с успешным брендом, который любят жители самых разных городов.
Несмотря на то, что сегодня я возглавляю компанию, имеющую определенную годовую прибыль и несущую ответственность за своих сотрудников, у меня нет универсального рецепта, как сделать свой бизнес процветающим.
Скажу за себя: я не стала продолжать карьеру в корпорации ради, по сути, хобби, но всегда относилась к своему делу с душой. Иногда, наверное, стоит отступить от строгих бизнес-моделей и поступать по наитию.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?