Наставники: работа с барьерами

Любой ли опытный сотрудник может стать наставником? Как готовиться к этой работе? О трудностях, с которыми сталкиваются наставники-чайники и, конечно, о том как их преодолеть порталу HR-tv.ru рассказала генеральный директор агентства «Траектория будущего», Юлиана Науменко .

Наставники: работа с барьерами, Траектория будущего, Юлиана Науменко, трудности наставничества, анализ работы наставника, формы работы наставника, наставничество для новеньких на работе, работа по организации наставничества, наставничество опыт работы, результаты работы по наставничеству

Практически любой сотрудник, в том числе опытный, получая повышение по службе или увеличение полномочий, испытывает стресс, который является нормальной реакцией человека на изменения. Наибольшие затруднения в этой связи испытывают молодые специалисты. Это связано с отсутствием опыта, уверенности в себе или ограниченного набора знаний в сравнении с более опытными коллегами.

Читайте также: Наставничество: от задач до презентации

В нашей компании можно выделить два основных пути становления наставника.

Наставники: работа с барьерами, Траектория будущего, Юлиана Науменко, трудности наставничества, анализ работы наставника, формы работы наставника, наставничество для новеньких на работе, работа по организации наставничества, наставничество опыт работы, результаты работы по наставничеству

Первый: сотрудник продолжительное время трудился в компании, полностью адаптировался к задачам и готов расти. В этом случае мы предлагаем ему стать лидером для команды.

Второй: мы нанимаем старшего менеджера с релевантным опытом управления командой и даем ему возможность стать лидером и вдохновителем команды, предварительно погрузив его в информационную среду проекта.

В обоих случаях наставники (молодые или уже имеющие управленческий опыт) могут столкнуться с рядом опасений или сомнений по поводу предстоящей работы.

Чаще всего это связано с неуверенностью в своей экспертности, боязнью, что не получится завоевать авторитет в команде или страхи, которые возникают в связи с работой бок о бок с талантливыми и амбициозными людьми.

Мы выделяем три наиболее распространенные фобии, которые возникают в начале пути у наставников.

1. «Синдром самозванца»

Средний возраст наставника в команде 23-28 лет. С одной стороны, потенциальный наставник уже владеет основными рабочими инструментами на достаточном уровне, чтобы их передавать, с другой стороны, в динамично меняющемся мире всегда остаются не до конца изученные аспекты.

Кандидату на позицию наставника свойственно в какой-то мере сомневаться в уровне своей компетентности.  Для нас важно эти сомнения нивелировать, поскольку они напрямую влияют на качество управления командой и результаты ее работы.

Страх «самозванца» мы отрабатываем с помощью погружения наставника в более сложные задачи, чтобы в дальнейшем он чувствовал свое экспертное преимущество в команде. Для этого мы обучаем необходимым навыкам и компетенциям наставников, а затем даем им возможность самостоятельно отработать полученные знания на практике. При этом на каждом этапе наставник может обратиться за консультацией или помощью к своему руководителю.

2. Отсутствие авторитета

Другое опасение наставников – страх, что не получится завоевать авторитет у команды и стать бесспорным лидером. Мы помогаем справиться с этой фобией, акцентируя внимание на уровне компетенций сотрудника – экспертной зоне.  Если у кандидата недостаточно экспертности, мы стараемся помочь приобрести необходимые профессиональные знания, опыт, навыки и др., например, даем задачи повышенной сложности.

Но бывают случаи, когда уровень профессиональной подготовки достаточно высокий, а кандидату не хватает управленческих навыков и компетенций. В этом случае мы организуем специальные тренинги, мастер-классы с целью тренировки и отработки этих управленческих качеств, особое внимание уделяя навыку взаимодействия с командой.

Наставнику также передаются готовые шаблоны по взаимодействию с командой. Можно выделить стандартный набор первичных инструментов, которые позволяют объединять людей в  команды:  общий чат в мессенджере (телеграмм, what’s up и др.), корпоративная рассылка с новостями компании, разбором актуальных ситуаций, еженедельные конференц-коллы с командой, персонально с каждым сотрудником, ведение таблиц с успеваемостью и рейтингами в командном доступе и др.

3. Страх перед поколением амбициозных

В последние десятилетия наблюдается тенденция раннего карьерного роста так называемых молодых руководителей. Это явление встречается и в нашей компании, мы поддерживаем молодых лидеров, и у нас есть свои примеры быстрого профессионального развития сотрудников от стажера до заместителя директора.

Сегодняшние сотрудники выросли на историях из медиа про ранний успех, они амбициозны и также рассчитывают на быстрый результат и карьерный рост.

Наставники: работа с барьерами, Траектория будущего, Юлиана Науменко, трудности наставничества, анализ работы наставника, формы работы наставника, наставничество для новеньких на работе, работа по организации наставничества, наставничество опыт работы, результаты работы по наставничеству

Мы подсказываем наставнику, как найти подход к таким сотрудникам. Наша позиция заключается в поддержании амбициозных стремлений сотрудников при одновременном росте их знаний и управленческих навыков и компетенций.

Смотрите также: Осознанность и корпоративная культура

Мы предлагаем наставнику следующее решение: если сотрудник хочет большего, мы  предоставляем ему задачи более сложного порядка. Сотрудник либо справляется с ними и продвигается дальше, либо понимает, что на данном этапе необходимо углубиться в текущие дела и постепенно переходить к более сложным – таким образом,  наставник удовлетворил запрос  увлеченного специалиста. У членов команды, заинтересованных в быстром результате, также есть возможность проявить себя в рамках рейтингов, о которых напоминает наставник.

Фото  Агентство «Траектория будущего»

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах
Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.