Манипулятивные роли в организации

Каждый из нас когда-то манипулировал или ловился на чужие манипуляции. Кто такие манипуляторы? Чаще всего, обычные люди. Такие же, как каждый из нас. Отличие в том, что профессиональные манипуляторы умеют навязывать свою волю, используя свои сильные стороны и ваши слабости.

Манипулятивные роли в организации, София Еникеева, профессиональные манипуляторы, человек манипулятор на работе, зачем манипулировать, человек манипулирующий другими, возможность +и способность навязать +свою волю воздействовать, почему люди манипулируют другими людьми

Также помните, что сокрытие своих истинных намерений и извлечение пользы из других обманным путями - вот основные признаки манипуляторов.

Никто не любит, когда им манипулируют. Ведь вместо того, чтобы открыто заявить о своих намерениях, манипулятор играет с вами как с куклой, дёргая за ниточки. И вы автоматически действуете, не понимая, к каким последствиям приведут ваши поступки. Вы теряете свободу выбора. В этой статье я расскажу о двух из восьми типов манипуляторов, которых вы можете очень часто наблюдать на работе.

Читайте также: Стать великим манипулятором

Любая манипуляция в человеческом общении сродни фокусу. В целом, все, что нужно знать о предмете, сказано в самом начале фильма «Престиж » .

« Каждый фокус состоит из трёх частей или действий. Первая часть называется «наживка». Фокусник показывает вам самый обычный предмет — колоду карт, птицу, или человека. Он демонстрирует предмет, возможно даже просит проверить, убедиться, что он реальный, не эфемерный, самый обычный, но, разумеется, это скорее всего не так.

Второе действие называется «превращение». Фокусник берёт этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите её знать. Вы хотите быть обманутым. Но вы не торопитесь хлопать, потому что заставить предмет исчезнуть — это еще не всё, его следует вернуть.

Вот зачем нужна третья часть номера, самая сложная, часть, которую мы называем «престиж». Я буду разбирать разные типы манипуляторов и манипуляций по похожей схеме.

Наживка - то, на что вас покупает магипулятор. Это ответ на ваши надежды, страхи, опасения, нереализованные амбиции, мечты и т.д, которые вы не можете или не хотите прорабатывать своими собственными силами. Чудо, которое без приложения своих усилий даст вам возможность почувствовать себя умнее, лучше, сильнее, желаннее. Тут лежит основная разгадка, почему многие годами попадаются в одни и те же ловушки, не желая видеть реальность.

Превращение - то, что происходит с проглотившим наживку человеком. Это истинная причина и следствие манипуляции. Здесь я расскажу об основных приемах и механизмах манипулятора.

Престиж - защита от манипуляции, т.е возвращение изначального статус кво.

Манипулятор Защитник

Защитник создает у окружающих очень приятное впечатление благородства и рыцарства. Он сострадает, проявляет щедрость и самопожертвование для того, чтобы помочь другим.

Со стороны эта роль выглядит бескорыстно, но ее мотив - управлять другими, манипулируя на чувствах благодарности и зависимости от своих услуг. Защитник постарается сделать так, чтобы его опекаемые просто не смогли без него самостоятельно функционировать. Например, возьмет на себя всю административную, хозяйственную деятельность, станет хранителем секретов и первым утешителем.

Манипулятор контролирует других, заставляя их пребывать в неоплатном долгу. Проявляется в удушающем поведении, в навязчивом влезании в чужую жизнь или спасении кого-то. Именно он причиняет добро без спроса, не учитывая чужие желания и исходя лишь из своих взглядов на пользу.

Излюбленная манипуляция: « фальшивый подарок »

Наживка

Здесь работает принцип взаимности. Когда он оказывает услугу (практически всегда непрошенную), то всячески старается дать понять, что услуга абсолютно бескорыстна и идет от чистого сердца. Более того, если одариваемый будет сопротивляться или пытаться отплатить за подарок подарком, манипулятор скорее всего обидится. Соответственно, манипулируемый остается в неоплатном долгу. Надо только помнить, что теперь Защитник оставит за собой право выбирать, когда, как часто и как вы будете возвращать свои долги.

Превращение

Первая часть, связанная с принятием навязанных услуг, работает на желании « проехаться на халяву » , скинуть с себя нудные обязанности, лени, желании быть опекаемым, капризным ребенком. Вторая часть работает на преувеличенном чувстве долга и желании быть хорошим в своих и чужих глазах.

Престиж

Для защиты от такой манипуляции придется признать горький факт, что вы уже взрослый и другие взрослые люди не должны исполнять для вас роли мамочки и папочки. Вспомните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и за все выданные авансом услуги вам когда-то придется платить, а плата может быть разной.

Вы можете использовать следующие слова: « Спасибо за заботу, я очень благодарен, но в следующий раз сделаю все сам » , « Спасибо за подарок, но я не могу его принять » , « Спасибо, со своей стороны дарю тебе (и что-то равнозначное) ».

Манипулятор Тряпка

Этот манипулятор выглядит крайне непритязательным. Он показывает себя беспомощным, давит на жалость, выглядит несчастным и всеми прочими способами играет роль жертвы.

В любом возрасте Тряпка будет похожа на рано осиротевшего ребенка, который мало чего хорошего ожидает от жизни.

Он ищет безопасности, вечных гарантий защищенности и опасается, что его будут использовать в своих целях.

Такой человек ожидает обращения с собой, как с хрупкой вазой из китайского фарфора. Манипулятор может капризничать, вызывать чувство вины, требовать особых условий и настаивать на своей беспомощности.

Часто Тряпка демонстративно страдает (возможно, из-за вас), рассказывает грустные истории о несправедливости по отношению к себе, горькой судьбе в надежде, что за это ей положено особое отношение. Он становится в позицию « жертвы » , чтобы заставить других вести себя так, как она хочет. Разберем одну из его любимых манипуляций, по которым вы можете его распознать.

Манипуляция чувством вины

Наживка

У партнера создается чувство вины, которое сопровождается перекладыванием ответственности за чувства и состояние жертвы на партнера. Сопровождается фразами «У тебя никогда нет на меня времени», «Ты опять забыл», «Из-за тебя я так плохо себя чувствую» и т.п.

Манипулятивные роли в организации, София Еникеева, профессиональные манипуляторы, человек манипулятор на работе, зачем манипулировать, человек манипулирующий другими, возможность +и способность навязать +свою волю воздействовать, почему люди манипулируют другими людьми

Превращение

Работает в том случае, если для человека чувство вины привычно. Если ему стыдно выделиться, стыдно зарабатывать больше, стыдно хорошо себя чувствовать и питаться, когда где-то люди голодают и т.д. Ради избавления от этого чувства он готов уступить другому (ведь ему нужнее), компенсировать то, что он кому-то якобы не додал и т.д.

Смотрите также: Создание команды с нуля. Опыт Tele2

Престиж

Вы можете разоблачить манипуляцию (Если это и правда регулярно повторяющийся мотив, а не справедливая претензия), например, так: « Когда вы мне это говорите, то я начинаю чувствовать себя виноватым. Вы пытались этого добиться? »

В качестве реакции на упрек, вы можете, не вовлекаясь в игру, сказать следующее: « Я не горжусь своим поступком » , « Я не имел этого в виду и мне грустно, что ты так себя чувствуешь » . Главное - после этих фраз ждать реакцию, а не начинать посыпать голову пеплом и предлагать загладить свою мнимую вину.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.