Лидерские навыки: как изменились требования к СЕО после пандемии?

В народе принято делить навыки на две части: «жесткие» (hardskills) и «мягкие» (softskills). Если вкратце, то первые – умения что-то делать своими руками, а вторые – умения договариваться и получать от людей желаемое. Александр Вальцев , основатель и генеральный директор онлайн-университета SF Education , предлагает разделить и «жесткие» навыки на две категории: технические и профессиональные.

Лидерские навыки: как изменились требования к СЕО после пандемии, Александр Вальцев, SF Education, требования к СЕО, какие требования к СЕО, Профессиональные навыки, навыки руководителя, какие руководителю нужны навыки, Лидерские навыки, лидерские качества

Первые можно охарактеризовать как умения работать с технологиями: например, вести учет не в тетрадке, а в Excel (а лучше – в специализированной системе).

Читайте также: Лидерство во время кризиса: что будет после пандемии

Профессиональные навыки – это умения выполнять рабочие задачи, для которых человек был в принципе нанят на работу: например, строить бюджеты и финансовые модели.

Таким образом, технические и профессиональные навыки дополняют друг друга, и человек, который освоил обе категории, стоит на рынке дороже тех специалистов, которые освоили лишь одну. Конечно, развитые softskills помогают продавать развитые hardskills дороже.

Может сложиться мнение, что специалисты уровня топ-менеджмента (в том числе генеральные директора) должны в первую очередь иметь развитые softskills, так как «руками работают» рядовые специалисты и линейные менеджеры. В целом мысль верная: действительно, генеральному директору нет смысла, например, самому создавать презентации для инвесторов или строить финансовую модель компании. Это могут и должны делать другие сотрудники, которые специализируются на этом.

Однако это не означает, что топ-менеджеры не должны «работать руками», делегируя все задачи на подчиненных. Особенно это актуально в условиях пандемии, когда рынок постоянно меняется, а капитал дорожает.

Рассмотрим hard- и softskills, требования к которым значительно усилились на фоне диджитализации экономики из-за пандемии короновируса.

Начнем с того, что генеральным директорам нужно лучше понимать финансовую модель бизнеса и детальнее погружаться в цифры . Для этого, в свою очередь, нужно хорошо понимать операционную схему работы компании: процессы, люди, их стоимость. Во-первых, если придется сокращать расходы и увольнять штат, нужно понимать, как это сделать, чтобы организации не стало еще хуже. Во-вторых, пандемия дала компаниям новые точки роста, которые нужно тестировать.

Для этого необходимо уметь делать в том числе финансовые расчеты, чтобы понимать риск-профиль новых проектов и быстрее их запускать. Иными словами, сейчас многим директорам приходится переделывать свой линкор в спортивную яхту, а для этого нужно понимать все части досконально.

Навыки моделирования и прогнозирования можно отнести к профессиональными . При изучении финансов для менеджеров важно не впадать в нюансы, так как в этом направлении легко «сломать ногу» и начать изучать то, что, по-хорошему, должен уметь делать ваш финансовый директор или главный бухгалтер.

Для того, чтобы тестировать гипотезы, необходимо работать с данными . Часто их можно охарактеризовать как «большие данные».

Чтобы тестировать гипотезы быстро, нужно сокращать цепочку взаимодействий с данными: то есть уметь самому залезть в базу, вытащить из нее то, что интересует, и произвести ряд операций, чтобы придти к понятному результату. В противном случае тратится дорогое время программистов и датасайентистов, у которых масса текущих «бизнесовых» задач.

Мой совет – освоить азы SQL и Python. Желательно смотреть обучающие курсы, которые рассчитаны на руководителей: вам как управленцам не нужно понимать программирование и математику на том же уровне, на котором их понимают сотрудники. Основная задача: стать самостоятельным в анализе данных и уметь делать независимые выводы. Ведь известно, что данными относительно легко манипулировать, чтобы донести нужную точку зрения.

Кроме этого, генеральный директор, обладающий определенным уровнем технических навыков, сможет ускорить тестирование гипотез и работу продакт-менеджмента в целом, став «локомотивом» в этом процессе и принося «к столу» свою порцию хорошо проработанных идей.

Лидерские навыки: как изменились требования к СЕО после пандемии, Александр Вальцев, SF Education, требования к СЕО, какие требования к СЕО, Профессиональные навыки, навыки руководителя, какие руководителю нужны навыки, Лидерские навыки, лидерские качества

Из категории soft-skills я бы порекомендовал развить навыки управления ожиданиями (expectations management).

Собственники и акционеры бизнеса испытывают стресс в связи с неопределенностью и могут оказывать дополнительное давление на топ- менеджмент . В связи с этим высокий приоритет обретает умение донести информацию таким образом, чтобы, с одной стороны, показать профессионализм и сохранить свое место, а с другой – не наобещать начальству того, чего достичь маловероятно. Помимо изначального целеполагания и коммуникаций необходимо правильно доносить новости в процессе и постоянно держать стейкхолдеров в информационном поле .

Смотрите также: Metro group: лидерство идет изнутри

Если резюмировать, то генеральным директорам пост-ковидного мира нужно уметь (и делать больше упора на): хорошо считать, независимо работать с данными, активно руководить процессом тестирования гипотез и правильно доносить информацию до стейкхолдеров.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.