Коучинг и авторитарность: как руководить правильно

Авторитарный или директивный стиль руководства принято считать анахронизмом и дурным тоном. Безусловно, жестко командные методы взаимоотношений с сотрудниками не эффективны. Но насколько продуктивно забыть о том «кто здесь главный» и практиковать только демократический подход? Рассказывает Анна Пилипенко , руководитель Управления благосостояния ПАО Сбербанк (Хабаровск).

Коучинг и авторитарность: как руководить правильно,  ПАО Сбербанк, Пилипенко Анна, Директивный стиль руководства, стили руководства, эффективные методы взаимоотношений с сотрудниками, управление персоналом, продуктивное управление персоналом

Давайте для начала разберемся, что такое директивный стиль. Если совсем просто, то директивный стиль — это когда руководитель действует как инструктор и контролер в одном лице. В каких ситуациях применение такого стиля эффективно? Это может быть:

  • работа с новичком,
  • внедрение нового процесса (продукта, отчета, стандарта, технологии),
  • «тушение пожара».

Представьте, что вы — новый сотрудник. Скорее всего, вы ожидаете, что вам дадут конкретные инструкции, как работать, и за вами будут осуществлять контроль, чтобы убедиться, все ли вы правильно делаете. А теперь представьте, что вы опытный работник. Настолько опытный, что у вас даже есть желание и идеи, как улучшить свою работу.

Читайте также: Коучинговый стиль: как руководить самостоятельными людьми

И вы с энтузиазмом несете эти идеи начальнику. Рассказываете ему о своих мыслях, предвкушая, что руководитель обрадуется вашей инициативе. И что происходит? В лучшем случае он говорит: «Молодец, потом рассмотрим» (и забывает об этом), в худшем случае: «Видно, у тебя работы мало, раз есть время глупостями заниматься».

И как вам? Предположу, что не очень. Скорее всего, в следующий раз вы не захотите проявлять инициативу. Если, конечно, «слабоумие и отвага» не ваш жизненный принцип.

То есть очевидно, что применение директивного стиля оправдано не всегда. Так почему же руководители не хотят управлять по-другому?

На заре своей управленческой деятельности я была директивным руководителем. Причем достаточно мягким, но при этом я и только я знала, как все должно быть. И любила все контролировать. Просто потому что искренне переживала, а все ли будет сделано правильно. Про другие стили руководства я и не знала. И вот наступает момент, когда ко мне приехали коллеги из Москвы и провели четырехчасовое обучение коучингу. Коучинг в работе с сотрудниками представляет собой беседу, в которой руководитель с помощью максимально открытых вопросов стимулирует мышление сотрудника, раскрывает его потенциал. Основная идея коучинга как раз и состоит в том, что в каждом человеке этот неограниченный потенциал есть .

Меня так вдохновила эта мысль, что я подумала: «Какой чудесный метод! Оказывается, Иннокентий из 25-го офиса не лентяй и неуч, а просто нераскрытый потенциал и вообще непризнанный гений!». Увольнять нельзя, «коучить»! И я начала. Прочитала умные книжки и стала «коучить». Но что-то пошло не так — коучинг работал в лучшем случае где-то в 50% случаев.

Вспомнила слова Батырева о том, что «коучинг — это зло» (книга «45 татуировок менеджера», Максим Батырев). И вместо «раскрывающих потенциал» бесед в ход снова пошел директивный менеджмент. Даже тотальный микроменеджмент. Который неожиданно дал супер-эффект, правда очень непродолжительный. А еще микро-менеджмент очень изнуряет. Все силы уходят на контроль.

Думая сейчас о том опыте, я вспоминаю пословицу «Научи дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Сегодня, когда я занимаюсь коучингом профессионально, конечно, я понимаю свои ошибки. Я применяла метод там, где его нельзя было применять: когда надо было увольнять, пыталась «коучить».

Применение коучингового подхода оправдано, если вы хотите:

  • определить компетенции для развития сотрудника и составить план по овладению этими компетенциями;
  • найти новые способы решения старых задач;
  • помочь сотруднику снизить страхи и сомнения в себе;
  • развивать самостоятельность сотрудника;
  • способствовать усилению добровольной ответственности сотрудника;
  • максимально увеличить вовлеченность и мотивацию сотрудника .

Важно понимать, что эффект от использования коучингового подхода будет только при следующих условиях:

  • между руководителем и сотрудником есть доверие.
  • сотрудник разделяет ценности компании.
  • работник принимает цели компании.

Коучинг и авторитарность: как руководить правильно,  ПАО Сбербанк, Пилипенко Анна, Директивный стиль руководства, стили руководства, эффективные методы взаимоотношений с сотрудниками, управление персоналом, продуктивное управление персоналом

Так почему же при очевидных плюсах недирективного стиля руководители сопротивляются ему? Исходя из собственного опыта приведу несколько причин:

  • руководитель не осознает, что он директивный руководитель и что можно по-другому.
  • руководитель не владеет инструментами и техниками недирективного управления.
  • руководитель применяет недирективные инструменты управления невпопад, то есть там, где их не нужно применять.
  • руководитель не доверяет сотрудникам, не верит в их потенциал.
  • руководитель не хочет давать возможность сотрудникам «пожинать лавры».
  • руководитель не уверен в себе и в своём авторитете. Поэтому ему проще «включить директора» и компенсировать отсутствие уверенности с помощью внушения всем «я — начальник, ты — дурак».
  • руководитель излишне самоуверен. «Белое пальто» такого начальника ослепляет, как снег на солнце.
  • руководитель не ставит перед цели развивать своих сотрудников. Он искренне считает, что его главная и единственная задача — это эффективность. А развитие сотрудников? Пусть книжки какие-нибудь почитают.
  • в компании в принципе принят только директивный стиль управления. Или руководитель руководителя использует только директивный стиль. Как тут опять не вспомнить Батырева и его «татуировку» под названием «Стая копирует вожака».

Если руководитель постоянно развивается, учится, то он сам придет к пониманию, что эффективно использовать разные стили управления в разных ситуациях. Стиль руководства — это как танец. И какие движения выбрать, зависит от того, какая музыка звучит.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.