Как выбрать хорошего коуча для компании?
«Как стало просто: прошел 2-5-дневный тренинг, прочитал пару заумных книжек, купил яркую бумажку-сертификат с импортной печатью, и все! Ты в мире большого бизнеса, наставник, почти гуру…», – так отзывается о нынешних тенденциях бизнес-коучинга предприниматель Сергей Беляев.
Я с ним согласен. Большинство людей поступают именно так: получают 1-2 сертификата за месяц и идут обучать топ-менеджеров или руководителей. При этом они еще и заплатили за хорошую рекламу. Теперь отличить псевдокоуча от хорошего специалиста стало труднее. Но выход есть. Сегодня поговорим о 2-шаговой модели выбора эффективного коуча для персонала.
Читайте также: 3 случая бесполезного коучинга
Шаг 1: Сбор информации
При выборе специалиста мы не будем ориентироваться на рекламу. Она как яркая обертка – внимание привлекает, но не является признаком того, что подарок окажется полезным и приятным. Собирать информацию о коуче я рекомендую в 4 источниках.
- Канал на YouTube. Если он есть, зайдите на него и посмотрите, как человек ведет мероприятия. Как на него реагирует публика? Умеет ли он установить контакт с аудиторией? Хороший ли он оратор?
- Профиль в соцсетях. Шарлатана вы сможете отличить от профессионала по записям на стене, фото, личной информации и т.д. У хорошего специалиста будут отчеты с мероприятий, экспертные статьи, отзывы.
- Программа бизнес-коучинга. Проанализируйте, в ней есть конкретика? Или только вода (быстрая помощь, эффективное обучение, хороший результат)? Во втором случае смело отказывайтесь от кандидатуры.
- Отзывы реальных клиентов. Поищите их и послушайте, что говорят люди, которые уже сходили к этому коучу.
Когда вы проанализируете все 4 источника, вы сформируете у себя четкое представление о специалисте. Выберите нескольких претендентов, которые показались вам профессионалами, затем переходите ко второму шагу.
Шаг 2: Оцениваем коуча
Предположим, вы выбрали 5 лучших претендентов, у которых все в порядке с программой, личной страницей, сайтом и отзывами. Что делать дальше? Оцените этих людей по 7 критериям.
Возраст . Лучше, если специалист будет 30-50 лет. В таком возрасте обычно уже есть достаточный опыт и багаж знаний. У слишком «зеленых» коучей мало опыта, а люди постарше меньше заряжают энергией. Конечно, этот диапазон не строгий, а приблизительный.
Образование . Обращайте внимание на продолжительность и наполненность курса, который прошел коуч. Программа обучения должна быть аккредитована в известной специализированной организации, например, ICF или EMCC. Кандидатов, прошедших 2-дневный или 2-недельный курс, отсеиваем. Также тренер должен ориентироваться в бизнес-процессах (иначе как он будет помогать достигать компании целей?) и понимать психологию человека. Проверяйте сертификаты/дипломы, подтверждающие это.
Специализация . Если у коуча есть 3-летний опыт работы в продажах + результаты, а вы хотите его пригласить, чтобы повысить эффективность отдела продаж, то выбирайте именно его. Если специалисту знакома сфера, он быстрее поможет сотрудникам. Согласитесь, кузнец быстрее научит вас работать с металлом, чем швея.
Стоимость услуг . Высокая или низкая цена должна быть обоснована. Не стоит переплачивать только за широкоразрекламированное имя. Но сильная экономия может навредить – рискуете связаться с непрофессионалом.
Опыт . 100 выступлений за 1 год – показатель того, что специалист:
- умеет взаимодействовать с аудиторией;
- востребован;
- успешен.
Наличие своего продукта . Это могут быть книги, видеокурсы, аудиокурсы и т.д. Если у коуча есть такие материалы, это гарант того, что он знает, о чем говорит. Он вкладывает силы в развитие отрасли и работает над репутацией, значит, основательно подходит к делу.
Это 6 критериев. 7-й – ваше мнение. Оно у вас сформируется после личной встречи. Учитывайте внешний вид коуча, грамотность речи, манеру общаться и остальные вещи, которые бросятся вам в глаза.
Часто ли компании приглашают коучей?
Если выбирать коуча правильно, он принесет большую пользу бизнесу: поможет выявить проблемы компании и привести ее к желаемой цели.
Например, например в одно известное мне кадровое агентство регулярно приглашают внешнего коуча для руководителей. А в штате числится бизнес-тренер, который помогает линейным сотрудникам. В организации довольны результатами.
Смотрите также: Коучинг и корпоративная культура. ч. 2 - Принципы
А вот в «Вимм-Билль-Данне» создали свою коучинговую компанию. В ней обучают весь персонал: от менеджеров до директора. Это позволяет не только расширять бизнес, но и получить дополнительный доход от фирм-партнеров, которые обращаются к коучам компании.
Берите пример! Когда будете выбирать специалиста, рекомендую воспользоваться советами выше, тогда вы не допустите ошибок.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?