Косорсинг: что это и как эффективно коммуницировать с провайдером
Плюсы и минусы использования косорсинга – "младшего брата" аутсорсинга. Что это вообще, когда его лучше применять и как взаимовыгодно и без потерь коммуницировать с провайдером – порталу HR-tv.ru рассказал Иван Семенов, вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию группы компаний "Р-Фарм".
- Иван, что такое косорсинг и в каких случаях он вообще нужен?
- Косорсинг – терминологическая единица, не настолько прочно укоренившаяся в бизнес-лексике русского языка, как аутсорсинг. Впрочем, это объяснимо, поскольку первый является частным случаем второго: при аутсорсинге конкретная функция полностью становится сферой ответственности внешнего провайдера, в то время как косорсинг предусматривает разделение функций и ответственности между заказчиком и внешним контрагетом.
Читайте также: Правила эффективного аутсорсинга
- В чем выгода его использования?
- Причин для выбора именно такого типа взаимоотношений с провайдером может быть несколько. Первая, и наиболее очевидная – отсутствие объективной необходимости передавать проект целиком. Вторая обусловлена экономической целесообразностью: передать только часть проекта, чтобы вышло дешевле. Третья причина – желанием работать по проекту параллельно, дабы максимально застраховать себя от провала и достичь синергетического эффекта в кооперативном формате.
Выбор контрагента – стратегически важныйй элемент процесса косорсинга. Ведь именно на данном этапе необходимо диагностировать как уровень экспертизы будущего партнера, так и формат взаимодействия с ним. Конкуренция, ежедневно закаливающая провайдеров в их непрестанной битве за клиентов, позволила большинству из них достичь невероятных высот в качестве исполнения самопрезентаций. Иные просто не превозмогли естественного отбора, не преодолев "точек входа". Приходя на первую встречу с потенциальными партнерами, вы едва ли увидите перед собой только экспертов-исполнителей: с высокой долей вероятности, львиную долю эфира займет менеджер, специализация которого располагается где-то в области развития бизнеса и внешних коммуникаций.
Можно встретиться с представителями десяти провайдеров, при этом каждая из презентаций будет настолько убедительной, что у вас возникнут большие сложности с их промежуточной стратификацией и уж подавно – с выбором чемпиона. Дабы не упустить важные пласты информации, подвластные анализу и оцифровке, есть смысл после каждой очередной встречи фиксировать ключевые характеристики гипотетического сотрудничества: стоимость, сроки исполнения, гарантии, порядок оплаты, ключевые клиенты (рекомендодатели). Попробуйте сразу эмоционально оценить, насколько комфортабельны для вашего восприятия методы работы потенциальных коллег: кто-то склонен набрасываться на задачу, экономя силы на коммуникативной и бюрократической составляющих процесса, другие же не смогут прожить и дня, не привлекая вас к участию в телеконференциях, воркшопах, круглых столах и деловых завтраках.
Перед тем, как обратиться за помощью к провайдеру, нужно определиться, в связи с чем возникает потребность в его услугах. Я вижу пять основных катализаторов, выталкивающих бизнес в плоскость агентского сервиса:
- Отсутствие экспертизы внутри компании для качественного исполнения проекта самостоятельно;
- Дефицит ресурса, главным образом – человеческого;
- Стремление избавить своих сотрудников от демотивации или нерациональной эксплуатации рутинной, непрофильной или низкоквалифицированной работой;
- Желание получить документально подтвержденные гарантии;
- Необходимость дублировать работу по проекту в силу чрезвычайной его значимости.
Читайте также: Как найти безошибочный способ работать без ошибок
Исторически дискуссионным является вопрос о целесообразности привлечения к косорсингу одного или нескольких провайдеров одновременно. С одной стороны, многоборье провоцирует лобовое столкновение, призванное посредством конкурентной борьбы повысить качество сервиса каждого из участников, с опцией финального коронования по принципу "побеждает сильнейший". С другой, при подобной тактике есть риск несоблюдения договоренностей – можно заставить нескольких партнеров работать, в итоге заплатив лишь одному. Пожалуй, выбор тактики зависит от чистоплотности заказчика: для бизнеса с упором на социальную ответственность приемлем только вариант с эксклюзивным косорсингом.
Если рассматривать сотрудничество в стратегическом контексте, важно обеспечить себе ситуацию выбора, заслушав как можно больше потенциальных партнеров. После чего, посмотрев их в работе, сделать ставку на наиболее привлекательных. Контрагент, подобно домашнему животному, охотнее одаривает лаской и заботой того, кто прежде его накормил и обогрел. Посему добавленная стоимость от долгосрочного сотрудничества однажды непременно материализуется. Другой вопрос – поддержание провайдера в тонусе: недопустима парадигма, в которой он почувствует себя пожизненным лидером. Ощущение очереди за спиной – это то, что потребитель сервиса должен постоянно обеспечивать во имя поддержания качества сервиса.
Поэтому всегда должно быть несколько игроков на скамейке запасных, готовых стремительно войти в игру и спровоцировать снизившего к себе требования конкурента достать из рукавов новые козыри.
- Как советуете выстраивать отношения с провайдером: что обговорить заранее, как контролировать в процессе?
- Думаю, ключ к построению успешного партнерства – в правильной самоидентификации потребителя услуг. Заказчик должен четко осознавать свое доминирующее положение в этом союзе. Это может выражаться в строгом форматировании системы координат, где будут сосуществовать оба участника.
Формат и регулярность отчетности, скорость реагирования на запросы, используемые типы коммуникации, возможность торга и замены ключевых исполнителей – все это заказчик должен регулировать самостоятельно, руководствуясь природным стремлением к пребыванию в зоне комфорта. А главное – помнить: если что-то не нравится – в любой момент можно уйти в поисках лучшей партии.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?