Как вырастить из линейного руководителя топа

Незаменимых начальников нет,

есть незаменимые исполнители

(Веселин Георгиев)

С проблемой нехватки управленческих кадров сталкиваются многие компании в самых разных отраслях бизнеса. Один из распространенных методов решения данной задачи – вырастить руководителя внутри компании.

Как вырастить из линейного руководителя топа, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Хачатурян Михаил, нехватка управленческих кадров, обучение будущего руководителя, вырастить руководителя внутри компании, воспитать руководителя, воспитать руководителя компании

Успешный руководитель: отличительные черты

Грамотными управленцами не рождаются, ими становятся. Как правило, становление преуспевающего руководителя происходит в сравнительно небольшой срок – примерно 7 лет.

Читайте также: Как управлять сотрудниками с высоким потенциалом

Этому способствуют многие факторы:

– активное накопление руководящего опыта;

– способность рождать интересные идеи;

– умение при необходимости менять стиль работы;

– хорошая техническая и технологическая подготовка;

– семейная поддержка;

– психологическая подготовка.

Главная задача управленца – обеспечить выполнение стоящих перед компанией задач. Стратегия руководителя – организовать работу коллектива по их выполнению. Каким же должен быть руководитель, чтобы преуспеть? Мы опросили успешных руководителей компаний самых разных отраслей деятельности, чтобы выяснить, что характеризует грамотного управленца. По мнению большинства руководителей, наиболее важными аспектами управленческой деятельности являются:

- коммуникабельность;

- умение управлять людьми;

- способность побуждать работников к достижению все новых трудовых успехов;

- делегирование полномочий.

Свои личные знания и навыки преуспевающие руководители так распределили по степени важности:

- умение принимать ответственные решения;

- самодисциплина;

- аналитические способности;

- гибкость взглядов;

- способность управлять собственным временем;

- знание дела.

В последнее время во многих отраслях, особенно на растущих рынках, бизнес испытывает серьезный дефицит грамотных руководителей, и в связи с этим средний возраст начинающих управленцев неуклонно снижается. В условиях нехватки на рынке труда профессионалов с необходимым опытом работы компаниям приходится менять требования к кандидатам и обращать больше внимания на их потенциал и мотивацию. Все чаще выбор падает на собственных сотрудников, как правило, на тех, кто с лучшей стороны проявил себя на исполнительских должностях. Итак, на что стоит обратить внимание при выявлении потенциального управленца внутри компании? Какими качествами должен обладать будущий успешный руководитель? Прежде всего, потенциальный управленец изначально должен быть отличным исполнителем. Он должен:

·  быть настойчив в достижении целей;

·  мыслить профессионально, проблемно, системно, с опережением;

·  уметь разумно рисковать;

·  проявлять инициативу;

·  видеть свои действия и их результаты глазами других людей;

·  приспосабливаться к изменяющимся условиям;

·  сдерживаться в сложной эмоциональной обстановке и настраиваться на любую работу;

·  быть надежным;

·  в конфликтных ситуациях оставаться на принципиальных позициях;

·  требуя выполнения каких-либо норм и правил, стремиться строго соблюдать их сам;

·  быть самокритичным;

·  уметь вовремя отказаться от своих неверных решений;

·  поддерживать любые начинания, способствующие повышению уровня производства;

·  при решении любых управленческих вопросов на первое место ставить интересы дела;

·  добросовестно выполнять свою работу;

·  для подготовки важных решений уметь привлекать экспертов;

·  ответственность за реализацию ключевых решений брать на себя;

·  принимать решения быстро и смело;

·  работать по плану;

·  уметь менять стиль работы в зависимости от условий и сложившейся ситуации.

Первые шаги в управлении

Однако даже самому хорошему исполнителю не всегда удается стать успешным руководителем. Различия в уровне ответственности, объеме и содержании решаемых задач у простого исполнителя и руководителя настолько велико, что «новоиспеченному» управленцу требуется определенное время для того, чтобы освоиться на новой должности, уяснить новые алгоритмы деятельности.

Почти каждый начинающий руководитель на первых порах сталкивается с трудностями, к решению которых он оказывается не достаточно подготовленным. Это и цейтнот, и нехватка ресурсов, и отсутствие поддержки со стороны вышестоящего руководителя, и конфликты с подчиненными, и многое другое.

Рассмотрим наиболее распространенные проблемы управленцев-новичков.

Проблема № 1:

зачастую руководитель-новичок не может справиться с увеличившимся количеством работы, стремится ориентироваться только на результат, берет на себя все и не может организовать работу подчиненных.

В результате: наступает состояние хронического утомления и демотивации. В такой ситуации, учитывая, что сотрудник – хороший специалист, компания предлагает ему вернуться на прежнюю должность. Однако чаще всего сотрудник не готов перенести горечь понижения и, отказываясь от предложения, уходит к конкурентам.

Что предпринять: прежде чем переводить сотрудника на новую должность, дайте ему возможность проверить свои силы в качестве руководителя. Например, назначьте его исполняющим обязанности и параллельно обучайте управленческой деятельности. Если сотрудник благополучно справится с этим испытанием, можно официально объявлять о назначении его на новую должность. Недаром говорят: чем выше взлетел, тем больнее падать. У вас есть возможность замедлить процесс взлета и смягчить возможное падение.

Проблема № 2:

бывшие коллеги отказываются подчиняться новому руководителю, не принимают его в роли управленца.

В результате: работники игнорируют приказы и поручения, а при попытке руководителя отдать приказ или распоряжение начинают открыто сопротивляться и спорить, саботируют выполнение порученных им задач, чем подрывают деятельность компании.

Что предпринять: понаблюдайте первое время за подчиненными и выявите, кто из них является неформальным лидером, создает бурю в стакане воды и постарайтесь сделать его своим союзником. Выработайте индивидуальный подход к каждому подчиненному, ведь как говорится, семеро одного не боятся.

Проблема № 3:

иногда новоиспеченный руководитель подвержен острым приступам звездной болезни, он не может справиться со своими амбициями и буквально упивается своим превосходством над бывшими коллегами.

В результате: сотрудников раздражает подобное поведение бывшего коллеги, эффективность их работы снижается, некоторые сотрудники просто уходят из компании, не в силах работать под руководством самовлюбленного павлина.

Что предпринять: дополнительный контроль вышестоящих начальников, система наставничества, анонимные опросы подчиненных в первые месяцы работы нового руководителя позволят вовремя среагировать на назревающую проблему и пресечь ее на корню.

Проблема № 4:

являясь отличным исполнителем в своей области, демонстрируя свой профессионализм и сноровку, руководитель, однако, не всегда может научить этим навыкам других, передать свои знания и мастерство подчиненным.

В результате: подчиненные постоянно видят идеальную модель, но как достичь эффективности работы, не понимают.

Что предпринять: в процессе обучения будущего руководителя включите блок обучения персонала в формате: наставничество, элементы коучинга, направленные на формирование навыков передачи опыта и индивидуальное развитие каждого подчиненного. Подобные методы работы позволяют не просто передать опыт работы подчиненным, но и делегировать ряд задач сотрудникам с применением полученных знаний.

Для того чтобы освоиться на новой должности, требуется время, одним больше, другим меньше. При этом почти каждый начинающий руководитель должен выстраивать новые взаимоотношения с коллективом, находить золотую середину между требованиями бизнеса и учетом интересов подчиненных. На этом этапе молодому начальнику крайне важно показать свою готовность к взаимодействию с коллективом, к открытому диалогу со своими подчиненными.

В этот период именно от коммуникативных способностей руководителя, от его психологической компетентности будет зависеть решение постоянно возникающий вопросов: как проявить твердость, но при этом не обидеть подчиненных? как доказать коллективу необходимость играть по новым правилам? как реагировать на бурные эмоции своих подопечных? Эти и многие другие вопросы будут буквально осаждать новоявленного начальника в первые месяцы его работы. Это своего рода проверка на прочность, пройдя которую руководитель докажет собственную состоятельность в глазах подчиненных и завоюет свой авторитет.

Как вырастить из линейного руководителя топа, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Хачатурян Михаил, нехватка управленческих кадров, обучение будущего руководителя, вырастить руководителя внутри компании, воспитать руководителя, воспитать руководителя компании

Однако успешное управление – это не только правильно выстроенные отношения с коллективом. Молодому начальнику требуется также приобрести целый арсенал навыков и умений, которые помогут достичь поставленных перед ним и его подчиненными целей: четко формулировать задачи своим подопечным, определять сроки их выполнения, распределять обязанности между подчиненными с учетом их квалификации и т. д.

Смотрите также: Век живи – век коучись

Желание новоявленного руководителя справиться со всем самостоятельно, чтобы доказать окружающим собственный профессионализм, неумение делегировать полномочия, как правило, приводят его в тупик. Цейтнот, переутомление и стресс – вот к чему в конечном итоге приводит такая самонадеянность. Чтобы не доводить ситуацию до критической, вышестоящее руководство должно помочь молодому управленцу сохранить высокую работоспособность и мотивацию. Для этого во многих компаниях проводятся специальные программы обучения развитию навыков оперативного управления, которые помогают значительно сократить время, необходимое для приобретения необходимого управленческого опыта. Помните, что учиться управлять можно и нужно.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах
Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.