Как управлять амбициозными сотрудниками
Уже очень многое написано о типах сотрудников, подходах к каждому из них, положительных и отрицательных качествах. В целом понятно, что лентяи и имитаторы не приносят никакой пользы и не являются неотъемлемой частью команды, а отчаянные трудоголики хоть и заслуживают уважения, но не всегда бывают эффективны и часто перегорают.
А вот к сотрудникам с амбициями нет однозначно положительного или отрицательного отношения. О том, кто такие амбициозные сотрудники, как ими управлять и чего следует опасаться, мы спросили HR-директора Корпорации «Синергия» Дмитрия Плеханова.
Читайте также: Управление персоналом как бизнес-процесс
Стоит начать с того, что слово « амбиции » не всегда являются положительной характеристикой. Многие это слово употребляют как синоним честолюбия, спеси, заносчивости и т. д.
Но кроме этого есть такие словосочетания как «здоровые амбиции», «чемпионские амбиции». И говоря об амбициозных сотрудниках я буду иметь в виду — нацеленных на успех, высокие результаты, быстрый подъем по карьерной лестнице за счет качественной работы.
Итак, если к вам попадает такой сотрудник, то следует определить уже на начальном этапе знакомства, пусты ли его амбиции или за ними что-то есть.
Иными словами, уровень компетентности сотрудника, его желание обучаться, развиваться и работать должны соответствовать его требованиям. Если этого не происходит, не стоит поддерживать «звездную болезнь» работника, нужно попробовать направить его энергию в то направление, в котором он наименее силен.
Если же к вам попал действительно талантливый и трудоспособный сотрудник, и его амбиции оправданы, вам нужно выяснить, какие у него приоритеты — признание от коллег и начальства, стремление вырасти в профессиональном плане, желание как можно быстрее подняться по карьерной лестнице или увеличить свой заработок. Так вы сможете стать для него наставником и направлять его в нужную сторону.
Как я уже говорил, очень важно, чтобы самооценка сотрудника соответствовала его реальным достижениям. Не стоит допускать перевеса ни в ту, ни в другую сторону. Для этого нужно сообщать сотруднику как о его успехах, так и о провалах, не давать перекладывать ответственность на коллег, случай, усталость и прочее, а также надо давать возможность работнику самому оценить свой вклад в тот или иной проект.
Одна из самых распространенных ошибок руководителей в работе с амбициозными сотрудниками — это нагружать их рутинными задачами, не давать участвовать в интересных проектах, игнорировать идеи и предложения и т. д.
Обычно это полностью убивает мотивацию и, если человек находится в начале своего карьерного пути, может очень отрицательно сказаться на его дальнейшем самоопределении и целеустремленности. Таких сотрудников по возможности следует максимально вовлекать в рабочий процесс, в различные активности, давать им ответственные задачи, выслушивать предложения, брать в работу те, которые вам подходят и объяснять, почему те или иные идеи нельзя использовать.
Если вы даете такому сотруднику ответственные задачи, это дает ему долгосрочную нематериальную мотивацию , он чувствует себя нужным и особенным. Таким сотрудникам важно чувствовать себя неотъемлемой частью команды.
Еще один момент — каким бы ни был талантливым и эффективным сотрудник, не следует развивать в нем непомерное чувство собственной значимости. Иначе вы можете столкнуться с оборотной стороной такого явления — сотрудник, чувствуя собственное превосходство, начнет самостоятельно назначать себе дни отдыха, браться только за те задачи, которые интересны ему и не обращать внимания на ваши замечания.
Поэтому важен элемент контроля, он должен всегда понимать, что вы его руководитель, а он является частью команды и его задача — не удовлетворять собственные амбиции и интересы, а быть полезным компании, в которую он трудоустроен.
И если говорить об отрицательных последствиях найма амбициозного сотрудника, то следует также обратить особое внимание на атмосферу в коллективе. Нередко такие сотрудники могут быть агрессивны, эгоистичны и высокомерны.
Смотрите также: Обзор теории поколений
Если не контролировать атмосферу в коллективе, это может привести к деструктивным конфликтам, что снизит эффективность работы. Коллеги будут вступать в противоборство, что создаст барьеры для дальнейшего взаимодействия внутри коллектива.
Идеальным решением проблемы является трансляция таких ценностей как взаимоуважение, взаимовыручка, стремление к общей цели через корпоративную культуру, то есть сверху. Но если в организации этого нет, такие ценности следует прививать внутри отдела, которым вы руководите.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?