Как работать с сопротивлением рационализации и инновациям
Любая компания, которая нацелена на развитие, рационализирует свою деятельность и вводит инновации. Эти нововведения обычно затрагивают все или почти все процессы в компании. И, естественно, касаются сотрудников. Как вовлечь коллектив в изменения, объясняет Екатерина Жиронкина , HRD, консультант.
В моей практике не было ни одного случая введения изменений без сопротивления части сотрудников. Это сопротивление может встать компании «в копеечку», поэтому необходимо заранее просчитать эти риски и постараться максимально снизить число сопротивляющихся сотрудников. Как это сделать?
Читайте также: Зачем в штате компании нужен психолог?
Чтобы понять, как починить или изменить механизм, нужно понимать как он работает. Для начала нужно определить, почему люди сопротивляются инновациям. Казалось бы должно быть наоборот, ведь это все — для общего блага, для упрощения процессов, для облегчения труда. В общем, у рационализации всегда благая цель.
Но так уж устроен человек. Сталкиваясь с новой сложной задачей или чем-то неизвестным, все наше существо начинает активно сопротивляться и пытаться удержать нас в привычных паттернах поведения. Вспомните себя в подобной ситуации, можно даже в повседневной. Например, вы решили заняться спортом, даже может пишите план и график тренировок и тут просыпается внутренний саботаж. Что же это? Лень?
Лень как раз за рационализацию, мы же помним, что она — двигатель прогресса. Это старый добрый страх, прекрасный инструмент защиты. И теперь, когда мы знаем, что на самом деле вызывает сопротивление, можем начинать работу по устранению или смягчению механизма защиты.
Советую написать план. И обязательно перечислить в нем все возможные опасения сотрудников:
- «автоматизируют тут все и уволят нас»;
- «вот введут этот учет времени выполнения задач и даже в туалет отойти не возможно будет»;
- «KPI эти вводят чтобы нам зарплату снизить»
- и т.п.
Можно сделать анонимный пульс-опрос, поговорить по душам с несколькими сотрудниками разных отделов или устроить мозговой штурм с руководителями. Инструментов множество, нужно исходить из ситуации .
Затем для каждого из «страхов» надо подготовить обоснованное объяснение, а лучше — несколько промо с выделением положительных сторон изменений и разъяснением всех тонкостей.
Подготовьте презентации предстоящих изменений, именно несколько презентаций для разных целевых аудиторий. Не нужно давать разную информацию, она должна быть одной и той же, но изложена разными словами. А внимание должно быть сосредоточено на важных аспектах для каждой целевой аудитории. Для руководителей это будет прибыль или другие бизнес-показатели, для рядовых сотрудников — удобство или прозрачность процессов и т.д.
Для нейтрализации саботажа инноваций и рационализации обязательно нужно передерживаться следующих правил:
- максимально ясно для разных целевых аудиторий объяснить цель и причины (это не одно и тоже) планируемых изменений;
- максимально открыто объяснить все действия, которые необходимо будет выполнять (создать обучение по нововведениям) и все возможные последствия этих действий и последствия бездействий;
Смотрите также: Стратегии обучения Danone Academy
- объяснять (можно на примере руководителей или других известных личностей), что страх неизвестного — это нормально, но слепое следование страху тормозит развитие и не приводит ни к чему хорошему;
- подключите к реализации проекта несколько неформальных лидеров. Это повысит доверие остальных сотрудников.
Соблюдая эти правила сопротивление можно свести к минимуму, а иногда даже ускорить процесс изменений.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?