Как можно прокачать организаторские навыки
Все бестселлеры и лонгселлеры по менеджменту отмечают, что любой успешный человек, в первую очередь, самоорганизован и может быть ролевой моделью для окружающих. С этим утверждением сложно не согласиться.
Вряд ли лидер, который не обладает навыком самоорганизации, сможет создать эффективные условия работы в своем коллективе. Не так давно появился термин − «self-made person» (в переводе с английского языка – «человек, который сделал себя сам»). Поэтому, прежде всего, необходимо сфокусироваться на внутренней самоорганизации.
Читайте также: Трансформационное лидерство: лучшие практики
О том, как повысить навыки самоорганизации, написано много публицистических и научных статей. В качестве основных катализаторов развития этого направления стоит выделить следующие приемы:
- Постоянно включенный режим «реальной объективности». Как только мы начинаем уделять большое внимание самоуспокоению, то быстро снижаем требовательность к себе и начинаем лениться.
- Обозначение определенных границ в виде дедлайнов, возрастающего количества задач. Именно они стимулируют нас не только на интеллектуальную деятельность, но и создают правильную среду.
- Работа с менторами, коучами, наставниками. Она повысит мотивацию и поможет избежать регулярной прокрастинации.
- Общественные обещания. Это тенденция, популярная последние несколько лет – человек прилюдно объявляет о выполнении той или иной задачи, от зарядки по утрам до амбициозного проекта, например, в социальных сетях.
Развитию организаторских навыков у людей, которые не являются линейными руководителями, может помочь любая проектная деятельность. Многие коммерческие и государственные организации давно перешли на такой вид деятельности.
В этой парадигме, помимо традиционных руководителей подразделений, есть функциональные роли − руководители проектов. Они возглавляют и администрируют различные локальные активности, например, корпоративный «День донора», рекомендательный проект в рекрутменте «Приведи друга», электронный информационный дайджест о жизни компании и другие.
В этом случае для развития организаторских навыков нужны поддержка формального руководства (нередко при старте проекта), разумная смелость, внутреннее желание погружаться в детали проекта и особенности проектной команды, базовые знания о групповой динамике, а также умение слышать и организовывать собеседников.
Подобно «снежному кому», чем масштабнее охват проектов, тем больше работающих организационных навыков остается в вашем ежедневном инструментарии успешного человека. Если на работе такой возможности нет, то организация любой совместной досуговой деятельности (поход в кино, празднование дня рождения, организация экскурсии для детей и так далее) также может стать хорошим полигоном для усиления организаторских навыков.
Для их развития у действующего руководителя, будет полезно объективно оценить текущие навыки. Помочь в этом могут:
- Корпоративные модели компетенций, которые разработаны и утверждены на уровне организации. Например, модель компетенций Ломингера, в которой при рефлексии можно сформировать персональные точки роста.
- Внешние или внутренние ассессмент-центры (один из методов комплексной оценки персонала), где в индивидуальном заключении экспертов подробно прописываются организационные навыки, которые необходимо усилить для повышения эффективности ежедневного труда.
- Комплексная обратная связь от сотрудников в полуформальном русле. Более эффективный эффект будет при анонимном опросе, чтобы коллеги могли честно изложить свое виденье происходящего.
- Взаимодействие с профессиональными и наиболее опытными руководителями. В этом случае происходит не только обмен успешными практиками, но и осознанный/неосознанный сравнительный анализ.
Когда точки роста определены, важно не охватывать все направления одновременно. В проработку лучше взять максимум три вектора развития, усиление которых поможет существенным образом повысить профессиональные результаты. При этом лучше всего развивать эти точки роста системно и последовательно. Обычно для формирования полезной управленческой привычки требуется от двух-трех недель ежедневной тренировки.
Одновременно с этим стоит помнить, что осознание вектора развития – это значимый шаг на пути к положительным изменениям, и они индивидуальны для каждого лидера. Кому-то помогают напоминания про ежедневное использование нового навыка или тренинги, которые способствуют формированию первичных умений в комфортных условиях. Некоторым важна поддерживающая обратная связь от окружающих или прикладные книги по теме и внутреннее желание попробовать что-то новое.
Смотрите также: Без сохи – не пахарь, без молотка – не кузнец: инструменты эмоционального коучинга
При любой траектории персонального развития важно помнить, что часто положительные изменения не требуют особых усилий, особого дня или благоприятного стечения обстоятельств. Нужно просто брать и делать каждый свой день лучше, чем предыдущий.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?