Как инвестировать в кадры эффективно и недорого
Какие три стратегии позволяют HR-менеджеру маневрировать в ситуации урезания бюджета и продолжать эффективно вкладываться в кадры, в каком случае инвестировать в сотрудника нельзя ни в коем случае, и какие подходы позволяют в корне улучшить ситуацию с производительностью – порталу HR-tv.ru рассказала начальник отдела обучения и развития персонала ООО "Балтийский завод – Судостроение" Татьяна Паклинская.
- Татьяна, инвестировать в кадры не всегда дело благодарное. Однако в чем выигрывает компания, которая занимается этим серьезно?
- Если от инвестиций ждать благодарность, не дождетесь дивидендов. Вкладывая в персонал, руководитель планирует рост и развитие компании, что и получает, если доверяет сотрудникам.
На одном семинаре по социальным программам слушатели задавали мне вопросы: что еще новенького внедрить в действующие социальные программы, как аргументировать на защите бюджета предложения о введении новых мероприятий? В ответ на вопрос "какая цель социальной программы вашей компании" вспоминали размытые формулировки из кадровой политики. Но разве цель не привлечь и удержать таких сотрудников, в чьей квалификации нет сомнения? Четкое целеполагание в кадровой политике помогает компании выиграть время, сэкономить деньги и достичь главного – сформировать коллектив, растущий вместе с компанией.
Читайте также: Инструменты тренинга: обновляем старые пластинки!
- Чем может быть чревато желание сэкономить на процессе, если подход неверный?
- Для этого надо посчитать убытки. Если своевременно не обучить сотрудников по обязательным правилам безопасности, потом все равно придется заплатить – за обучение и штраф. Дай бог, чтобы обошлось без происшествий! В таких случаях говорят "скупой платит дважды".
Если вы вводите в компании систему штрафов вместо премирования, увеличиваются издержки на содержание службы безопасности. В одной компании генеральный директор решил бороться с опозданиями. Он ввел правило: с сотрудника, опоздавшего хоть на 1 минуту, с зарплаты удерживали 500 рублей. Так как доход составлял 1000 рублей в день, сотрудник предпочитал прогулять.
В другой компании ввели бесплатный завтрак до начала работы. Как считаете, число опоздавших уменьшилось? Да, конечно. И сотрудники восприняли этот подход как заботу.
- О чем нужно предупредить организации, которые собираются серьезно вложиться в персонал?
- Ни за что не вкладывайте в сотрудников, если не доверяете им. Вложились? Не ждите слов благодарности. Проанализируйте, какие изменения в поведении персонала произошли. Перестали опаздывать, повысилась производительность, сократилась текучесть кадров, перестали нарушать технику безопасности…
Считаете затраты завышенными? Просите помощников предоставить альтернативные варианты hr-проектов, чтобы выбрать подходящий (под цели, под бюджет).
Читайте также: HR-бюджетирование: просто о сложном
- Так какие есть способы инвестировать эффективно и недорого?
- Выбор способов исходит из цели. Однажды меня спросили: "Как ты умудряешься не унывать в работе? Вам то увеличивают бюджет, то сокращают расходы. Как в таких условиях планировать работу с персоналом?" У меня в "загашнике" три стратегии : "есть деньги" (стратегия повышения качества системы управления персоналом), "нет денег" (стратегия снижения затрат), "шеф хочет новизны" (стратегия расширения направлений деятельности). По каждой стратегии прописаны мероприятия для примера, на чем делать акценты.
Стратегия "нет денег" заставляет искать "бюджетные" варианты без ухудшения качества мероприятий. В первую очередь концентрируемся на внутренних ресурсах. Приобретение электронной системы тестирования за 400 тысяч рублей сэкономило нам 22 млн рублей , затрачиваемых ежегодно на обязательное обучение сотрудников с отрывом от производства по вопросам безопасности. Получение образовательной лицензии и введение в штат учебного центра одного преподавателя сократило расходы на обучение до 250 тысяч рублей в месяц.
Продуманное с разных сторон HR-мероприятие решает несколько задач. Художественные фотографии передовиков производства, размещенные вместо доски почета на лестничных площадках офиса, – знак признания заслуг сотрудников. Оформление этих же фотографий и организация фотовыставок в профильных колледжах и домах творчества детей – профориентирование плюс реклама тех профессий, в которых нуждается завод.
- Что обязательно должна предусмотреть организация, которая задумалась об эффективности и экономичности инвестирования?
- Во главе реализуемых проектов стоят цели организации. Искусство генерального директора – объединить производственников, эйчаров и финансистов, чтобы обсуждение бюджета не напоминало басню "Лебедь, щука и рак". Искусство эйчаров – разработать три альтернативные стратегии, к одной из которых придется обратиться, если "что-то пойдет не так".
- По каким признакам будет понятно, что двигаемся верно?
- Достижение целей организации. Другого не дано.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?