Хочу критики! Но это не точно...
Страшно, но важно. Как запросить и использовать конструктивную обратную связь, порталу HR-tv.ru рассказала Галина Филон , HR-директор Amrest .
Что я делаю не так? Что могу делать лучше? Что стоит прекратить делать? Что нужно поменять?
Мы регулярно задаем себе эти вопросы, потому что мы – профессионалы, а совершенство – не предел. Мы хотим быть лучше, выше и сильнее, а отзывы очень важны для развития. О важности обратной связи сказано много. И мы знаем, что взгляд со стороны способен встряхнуть, вытянуть из болота собственных мыслей, подать идею и вдохновить.
Читайте также: Культура обратной связи: из HR-бантика в мощный инструмент
Решение запросить конструктивный фидбек требует от нас определенной смелости. Обе стороны связываются с огнем.
Эффективная обратная связь – это произведение двух множителей – «отправителя» и «получателя» – которые поровну делят ответственность за ее успех. С третьего класса мы помним, что происходит с произведением, когда один множитель равен нулю. Обратная связь требует равных усилий с обеих сторон. Только тогда она приносит результат.
Психологи сайта PsychTests.com провели исследование, в котором участвовало несколько тысяч человек. Оно касалось влияния критики на отношения между «отправителем» и «получателем», на рабочую мотивацию и самооценку.
Выяснилось, что 13% людей не запрашивают обратную связь, так как вовсе отказываются принимать критику. 41% утверждают, что их отношения с «отправителем» значительно ухудшились, а критика была несправедлива. 29% убеждены, что люди критикуют других, чтобы насолить, а не помочь. 34% людей после критики теряют мотивацию и работают менее усердно.
Цифры в очередной раз иллюстрируют, что критика – это тонкий лед как для «отправителя», так и для «получателя». Обращаясь к инструменту обратной связи с исключительно хорошими намерениями, обе стороны рискуют. Мы не можем предугадать реакцию человека, когда даем обратную связь, и не можем предугадать свою, когда запрашиваем.
Однако мы можем подготовиться. Пять простых шагов, и вот уже «не так страшен черт».
1. Звучит как план
Что вы хотите узнать? Зачем? Какой фидбек хотите получить? О вашем вкладе в последний проект? О ваших навыках в конкретной области?
Выберите тему, сформулируйте как утверждение или как вопрос и придерживайтесь ее. В живом диалоге без труда можно отклониться от курса. Очертите тему и составьте список вопросов, которые позволят не заплывать за буйки. Убедитесь, что ваши вопросы направлены на то, чтобы лучше понять собеседника. Что они упрощают коммуникацию, развязывают узлы, а не завязывают новые.
2. Слышать или слушать?
Умение слушать – это приобретаемый навык, который оттачивается на практике. Действительно внимательно слушайте. Не просто слушайте, вникайте! Будьте открыты, восприимчивы и терпеливы. Не ждите паузы в речи собеседника, чтобы возразить или оправдаться, не перебивайте и проявляйте уважение. Это непросто, когда вы чувствуете давление конструктивной обратной связи. Ваш «отправитель» даст вам больше, отметив вашу заинтересованность.
3. «Например» – это вводное слово
Когда ваш «отправитель» приводит аргументы, попросите его проиллюстрировать свою точку зрения на примере. Примеры позволяют не только точнее понять собеседника, но и жирной линией подчеркнуть, что речь идет о поведении, а не о личности.
4. Спокойствие, только спокойствие
Контролируйте свои эмоции, не позволяйте им взять управление. Не говорите сгоряча, не повышайте голос, держите себя в руках, сделайте глубокий вдох, сосчитайте до десяти, держите лицо.
5. Gratitude is the best attitude
Обязательно поблагодарите «отправителя» за уделенное время и честную обратную связь. Обратная связь – это подарок. Нас всех учили, что подарки нужно принимать с благодарностью.
Читайте также: 10 женщин-кумиров делового мира
Мораль сей басни…
Отнеситесь ко всему процессу со вниманием и серьезностью. Обратная связь дает лучшие результаты, когда есть структура. Обязательно выделите время на встречу с «отправителем» – это важно, спешка не вознаградится. Делайте заметки в процессе, подведите итоги по окончании.
Успехов, мотивации и вдохновения!
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?