Десять качеств идеального руководителя в 2021 году

Если честно я не верю в существование идеального руководителя. Таких не бывает. За спиной 12 лет в бизнесе и множество ошибок, которые дали мне настоящее понимание функций менеджера и новый взгляд на классические «Планирование - организация - мотивация – контроль», рассказывает Александр Бочкин , генеральный директор IT-компании «Инфомаксимум».

Десять качеств идеального руководителя в 2021 году, Александр Бочкин, Инфомаксимум, комплекс качеств руководителя, идеальный руководитель, качества руководителя, основная задача директора, основная задача руководителя, задача руководителя

Руководитель любого уровня должен сочетать в себе комплекс качеств как управленческих и профессиональных, так и личностных. 2020 год стал проверкой не только на отлаженность внутренних процессов компаний, но и на способность гибко реагировать на складывающиеся обстоятельства и принимать непростые решения. Как показала практика, сито коронакризиса прошли не все. Это о многом говорит.

Читайте также: Компетенции руководителя, которые будут актуальны следующие пять лет

Однако я уверен, что существует ряд качеств, обладая которыми управленец сможет быть не только маяком, на который равняются сотрудники, но и привести компанию к успеху :

Ориентированность на результат

Логика проста: если вам не интересно то, чем вы занимаетесь, то почему должно быть интересно вашим подчиненным? Для людей важно быть частью команды. Эффективный менеджер четко формулирует цели и ожидания, обозначает зоны ответственности, понимает беспощадность принципа Парето и решает вопросы здесь и сейчас.

Мне есть, с чем сравнить. В нашей компании все руководители вышли из рядовых сотрудников. И выделили их не только профессиональные навыки, но, прежде всего, инициативность и готовность добиваться результата.

Искусство работы в команде

«Если вы знаете, как делать правильно, не факт, что и другой человек знает». Сложно переоценить важность командной работы. Все члены коллектива должны знать, что могут всегда и по любому вопросу обратиться к руководителю и обязательно получат обратную связь. Это не только пресловутая доска  в Jira или рассылка электронных писем.

Важно добиться прозрачности рабочих процессов, выстроить воркфлоу, наладить каналы коммуникаций. Акцент на сильные стороны подчиненных и умелое нивелирование их слабостей команда должна двигаться в одном направлении и эффективно выполнять поставленные задачи.

Умение слушать

Красиво, понятно, емко говорить, делиться информацией прекрасно. Но слушать и получать новую информацию - не менее важно и сложно. Я бы отнес сюда само общение руководителя с подчиненными, обсуждение фидбэка, корректную расстановку приоритетов и создание благоприятной атмосферы в коллективе.

Банально, но честно: если человек будет знать, что его слышат, он будет это ценить .

Широкий кругозор

Сюда я отношу гибкость, умение подстроиться под ситуацию, отсутствие страха перед экспериментами и желание искать новые подходы к работе. Управленец должен уметь пользоваться не только стандартными практиками, но и применять неожиданные решения.

Я убежден, что только человек, кругозор которого не «монолитен» и не ограничен, способен чего-то достичь. Его картина мира не идеальна: он видит собственные проколы и слабые стороны, ищет пути их решения, объективно оценивает конкурентов и собственные возможности. А главное он готов учиться и меняться, чтобы мыслить более масштабно и вести компанию в нужное русло.

Дозировать микроменеджмент и не бояться делегировать

«Хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам» я не сомневаюсь, что каждый знаком с этой фразой. Но бизнес такого принципа не прощает: «Только плохой руководитель рвется выполнять все сам,  умелый не боится поручать задачи другим».

Поэтому управленец:

  • учится «отпускать» задачи и делегировать их подчиненным;
  • не «заглядывает за плечо» в процессе выполнения работы и не увлечен чрезмерным контролем;
  • всегда имеет в виду опыт, компетенции и навыки коллег;
  • создает единую систему контроля и отчетности, которая не будет мешать выполнению основных рабочих задач

Стратегически планировать

Умение планировать полезно по своей сути. Любой сотрудник, приходя утром на работу, уже знает, чему будет посвящен его рабочий день. Руководство же предполагает навыки планирования другого уровня долгосрочного или стратегического. Именно оно позволяет компании двигаться вперед.

Только тот управленец, который не занимается операционной работой и способен делегировать задачи, сможет погрузиться в разработку долгосрочной стратегии развития, детально ее проработать, учитывая различные нюансы.

К слову, часто стагнация компании бывает вызвана именно неумелым планированием, а то и вовсе его отсутствием

П оддерживать инициативы

Инициативы уместны всегда, их воплощение в жизнь уже другой вопрос. Если высказанное сотрудником предложение уместно, реалистично, не будет мешать основной работе и может привести к интересным результатам, то почему бы и нет?

Руководитель должен обязательно выслушать и проанализировать любую инициативу, при необходимости поддержать или детально объяснить, почему вариант не может быть реализован в рамках компании. Важно дать высказаться .

Быть ответственным

Самое простое = самое сложное. Сильный управленец несет ответственность за работу команды и принятые решения, какими бы они ни были. Собственный пример один из самых мощных инструментов, которые помогут завоевать доверие коллектива. Такой человек ценит свое и чужое время, не боится задавать много вопросов и выражать сомнения, готов признать ошибки и, прежде всего, ценит работу команды.

Стрессоустойчивость

Несколько затертое слово, однако не потерявшее свое значение. Год был непростым, вскрывшим многие проблемы бизнеса. Прогнозирование, многозадачность, неопределенность,  риски эмоционального выгорания сотрудников справиться с этим было действительно непросто. В голове и любых принятых решениях нужно было быстро совмещать текущую ситуацию в мире и «внутреннюю кухню» компании, но и возможные действия конкурентов, клиентов, партнеров, действия властей. И все это в сжатые сроки. Если привычная стабильность давала «право на ошибку», то 2020 сделал вопрос стрессоустойчивости более актуальным и «дорогим».

Десять качеств идеального руководителя в 2021 году, Александр Бочкин, Инфомаксимум, комплекс качеств руководителя, идеальный руководитель, качества руководителя, основная задача директора, основная задача руководителя, задача руководителя

Технические и технологические компетенции

Для меня это само собой разумеющееся, качество «де-факто». Необходимо б ыть полностью осведомленным в той области, которая находится в вашем подчинении.

Смотрите также: Коучинговый стиль управления

Аркадий Волож, сооснователь Яндекса, считает, что основная задача директора не придумывание новых проектов, а поддержание в компании среды, которая бы способствовала их развитию. И я с этим соглашусь. Компания, прежде всего, это люди. И задача руководителя — выстроить работу людей таким образом, чтобы они в синергии друг с другом добивались поставленных целей.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.