Аутсорс против найма. Уроки бума новой модели
Российский сегмент найма постоянного персонала сократился вдвое уже в первой половине 2020 года. Тогда как оборот рынка аутсорсинга показывает ежегодный прирост. Корпорации по всему миру перестают нанимать в штат, проявляя интерес к аутсорс-практике. Российскому же аутсорсингу аналитики предрекают еще большую, стремительно нарастающую, динамику. Тенденции и уроки новой модели в России анализировала эксперт аутсорсинговой компании «Ваш кадровый ресурс» Ольга Токарева.
Еще в 2015 году лишь треть российских компаний использовали аутсорсинг. В 2017 оборот этого рынка вырос на 10%. В 2020 — уже на 14%. Далее — квантовый скачок. При этом рынок аутсорсинга в нашей стране до сих пор меньше, чем в развитых странах, и это говорит о его потенциале к еще большему росту. Ассоциация частных агентств занятости заявляет о том, что практика аутсорсинга российских компаний будет масштабироваться, а объем поиска постоянного персонала, напротив, снижаться.
Зачем бизнес использует аутсорсинг? Консалтинговая компания Deloitte провела опрос и выделяет следующие тенденции: более половины владельцев бизнеса (59-57%) выбирают модель аутсорса для снижения затрат и для сохранения фокуса на основных процессах. Для решения проблем с производительностью — 47%, повышения качества сервиса — 31%. Для доступа к интеллектуальному потенциалу — 28%, и для возможности произвести трансформацию — 17%.
Итак, исследователи называют катализаторы роста индустрии аутсорсинга:
- Снижение затрат компаний. И это главная движущая сила.
- Усиление конкурентных преимуществ. Бизнес инвестирует в сторонних исполнителей, чтобы нарастить производительность, открыть доступ к интеллектуальному капиталу, ускорить введение инноваций.
- Внедрение экспоненциальных технологий. Инновации, благодаря аутсорсингу, позволяют производителям расти быстрее, выходить на новые рынки.
- Упрощение правоотношений. Компания, нанимающая сотрудника в штат, связывает себя обязательствами, от которых непросто избавиться. Для аутсорсинга заключается гражданско-правовой договор, который легко расторгнуть.
Что отдавали на аутсорсинг успешные российские компании и какие стратегии использовали?
Урок первый. Отдавать лишь то, что не влияет на продукт впрямую
Сегодня аутсорсинг применяется к широкому спектру услуг и помогает компаниям сосредоточиться на самых важных бизнес-процессах. Особенно это эффективно работает в молодых проектах: у растущей команды задач больше, чем она может выполнить, особенно на этапе старта.
Однако, если перед компанией стоит задача создать конкурентоспособный продукт, сделать это можно только силами внутренних сотрудников, мотивированных на достижение бизнес-целей компании.
Нужно использовать наем для развития своего продукта, а для решения второстепенных задач, на которые внутренняя команда не должна отвлекаться — аутсорсинг. Результаты опроса Deloitte иллюстрирует эту стратегию — 30% компаний делегируют 5-7 функций сторонним предприятиям.
Урок второй. Гибкие контракты
Среди юристов, участвовавших в опросе Deloitte, половина выделяет один важный урок аутсорсинга — необходимость в более коротких и гибких контрактах. Тема получила поддержку и среди клиентов, и среди поставщиков услуг. По мере того, как организации выбирают адаптивность и революционные изменения, контракты на аутсорсинг должны соответствовать этой философии.
Урок третий. Чтобы компетенции сохранялись внутри компании нужен наем
Главный недостаток аутсорса в том, что опыт работы внешних сотрудников не сохраняется в компании. Поставщик отдает готовый продукт или решенную задачу, но внутри компании не остается опыта о том, как это было сделано.
Наемные сотрудники — это много обязательств, включая финансовые, но если бизнес устойчивый и необходимо, чтобы компетенции сохранялись внутри компании, то наем является самой перспективной стратегией.
Урок четвертый. Учитывать не только финансовую составляющую
Благодаря своей профильной экспертизе внешние специалисты могут предложить компании уникальные решения по оптимизации бизнес-процессов. Их компетенции чаще всего шире, чем у основной команды. Поэтому, выбирая между аутсорсингом и штатным специалистом, стоит учесть готовность компании инвестировать в обучение сотрудников. Если компания не готова вкладываться в развитие команды, то аутсорсинг эффективнее.
Вместо заключения
Есть три модели аутсорсинга. Первая — внутренний поставщик услуг. К примеру, IT-отдел, выделенный как IT-компания и обслуживающий только материнскую компанию. Вторая — общий центр обслуживания; пример — управляющая компания внутри крупной федеральной сети. Третья — внешний поставщик услуг.
Часто наиболее продуктивная стратегия — сочетание двух или трех моделей.
Сегодня на аутсорсинг можно передать любые функции и бизнес-процессы: маркетинг, ИТ, HR, бухгалтерию, поддержку клиентов, клининг, обеспечение безопасности и питания.
Кризис отверг идею о том, что физическое соседство необходимо для продуктивности и доверительных отношений на рабочем месте. Именно это, вероятно, приведет к расширению аутсорсинга. Культура удаленной работы укореняется в компаниях, открывая доступ к лучшим специалистам на самых выгодных условиях.
Что Вы думаете об этом?