АТОМ – проект по обучению в Департаменте продаж Авито
Проект Авито «АТОМ. О том, как меняться» состоит из двух направлений: школа КАМов (менеджеров по работе с ключевыми клиентами) и школа руководителей Департамента продаж Авито.
Проект Авито претендует на победу в номинации Level Up бизнес-премии WOW!HR 2023.
О реализации проекта рассказывают Денис Казаков, руководитель группы обучения и развития персонала, Татьяна Азарко, бизнес-партнер по персоналу, и Александра Гусева, старший тренер.
Суть проекта
Проект делится на 2 направления:
Школа КАМов (Key Account Manager) – помогаем сотруднику раскрыть его способности и таланты в продажах, получить необходимые навыки и подготовится к роли KAM.
Школа руководителей – в программе карьерного развития мы помогаем сотруднику раскрыть способности и таланты в управлении командой, получить необходимые управленческие навыки и подготовиться к роли руководителя.
Цели и задачи проекта
- Сформировать и поддерживать пул потенциальных сотрудников на роли КАМов и руководителей для оперативного закрытия потребности бизнеса в сотрудниках на ключевые роли.
- Сформировать у потенциальных сотрудников представление об управленческой деятельности и понимание роли руководителя/КАМа.
- Подготовиться к роли и получить необходимые профессиональные знания, умения и навыки.
- Создать условия для роста и развития, сформировать четкие перспективы дальнейшего продвижения для потенциальных менеджеров.
- Сформировать условия и инструменты, способствующие удержанию талантов в ASD путем развития потенциальных сотрудников.
Предпосылки создания проекта
В Департаменте продаж стало появляться все больше запросов от бизнеса на КАМов и руководителей. Подбор релевантных кандидатов с рынка по профилю ожиданий Авито – довольно сложный, длительный и дорогой с точки зрения найма процесс, так как ожидания от кандидатов на данные роли высокие.. При этом в Департаменте не было проектов, которые были направлены на подготовку к новой роли.
В ходе разработки и реализации проекта мы шли от запроса бизнеса, стартовали с пониманием того, что проект необходим, и брали фокус на результат, разрабатывая систему оценки и программу интенсивного обучения
Одной из главных целей на старте было показать бизнесу, что среди сотрудников Департамента продаж есть крутые ребята, которые могут закрыть ключевые позиции без необходимости прибегать к внешнему поиску.
Этапы реализации
В ходе подготовки сразу определили и выделили ключевые этапы:
● качественный отбор участников,
● обучение,
● работа над проектом и его защита
● поддерживающие мероприятия.
При этом процесс разработки был гибким, развивался итерациями, инструменты дорабатывались в процессе развития проекта. Поэтому проект получился живым.
Акцент ставили на наполнение обучающей программы информацией, соответствующей реальным бизнес-процессам в Авито, поскольку зачастую учебные программы не сходятся с реальным положением дел и неспособны подготовить сотрудника полноценно.
Выстраивали систему так, чтобы участники делились новыми знаниями на текущих ролях, в процессе обучения выполняли задания по работе в командах (например, попробуй себя в роли лидера, проведи и разбери собрание, отработай переговорные приемы).
Проект создавался в несколько этапов:
- Сформулировали цели, задачи и метрики проекта, построили образ результата. Также проанализировали подобный опыт и отобрали лучшие практики. Затем сформировали список этапов и таймлайн. Провели воркшопы со стейкхолдерами.
- Презентовали идею проекта топ-менеджменту Департамента, услышали обратную связь для дальнейшей работы над проектом.
- Работали над содержанием: проработали процессы отбора в школы и инструменты для них, собрали модели компетенций, разработали программу из 3 и 4 модулей для школы КАМов и руководителей соответственно.
- Перешли к реализации. Мы разработали айдентику, выпустили брендированную продукцию, лендинг проекта и презентовали программу на широкую аудиторию.
- Последним этапом стал первый отбор кандидатов, их обучение, защита проектов и прохождение финальной оценки.
Команда проекта
Проект создавался полностью самостоятельно - методология, программа, инструменты для оценки, геймификационные сценарии, ассесменты, бизнес-кейсы были созданы сотрудниками команды T&D Департамента продаж.
Единственный внешний инструмент был использован в рамках реализации геймификации для школы руководителей. Подрядчик предоставил платформу, однако сценарий и подход был разработан Авито и внедрен на площадку.
Разработку проектов обеих школ лидировали по два члена команды HR (T&D и HR BP), кроме того на этапе подготовки были вовлечены топ-менеджеры Департамента и тимлидеры.
Сложности реализации
На этапах согласования проекта мы встретились с сомнениями руководства. Менеджеры волновались о рисках, связанных с трудозатратами сотрудников на участие в проекте в рамках рабочего времени плюс выполнение домашних заданий и бизнес-кейса.
Были переживания, что в Авито уже слишком много различных опций для обучения, сотрудники перестанут работать, а будут только учиться. При этом, в отличие от других программ T&D, у данного проекта слишком узкая целевая аудитория, значит, и низкий охват при наличии больших затрат ресурсов рабочей группы.
Преодолеть сложности удалось, заручившись поддержкой стейкхолдеров и тимлидеров Департамента, которые формировали посыл в команды. Помогли расчеты времени на обучение и процента загрузки участников проекта в рамках рабочего дня.
Кроме того, при «продаже» проекта менеджменту строили HR-аналитику: потребность в кандидатах на позиции КАМов и тимлидеров, экономия ресурсов найма.
Реакция сотрудников
Участников проекта
На старте – большой интерес, желание попасть в проект и показать себя.
В процессе – высокая вовлеченность, ответственность за результат, соблюдение принципов участников проекта.
В результате – уверенность, что способны получить роль тимлидера или КАМа, обладая достаточным количеством навыков для новой роли.
Ключевых стейкхолдеров
На старте – сопротивление и сомнение (в процессе запуска многих продуктов в Авито мы встречаемся с челленджем), которые помогают подсветить риски и помочь создать таким образом наилучший продукт).
В процессе – активное участие (менторинг участников, подключение к защите проектов в роли экспертов, оценка).
В результате – удовлетворенность благодаря возможности оперативно закрывать потребность в тимлидерах и КАМах.
HR
На старте – страх от масштаба, интерес, ощущение важности процесса (можем разглядеть потенциальных ребят, дать возможность проявиться – это влияет на текучесть кадров).
В процессе – чувство единения ради общей цели, так как этот проект стал кросс-задачей HR BP, рекрутмента, T&D.
В результате – удовлетворенность со стороны рекрутмента, экономия ресурсов за счет закрытия большого количества вакансий внутренними кандидатами.
Результат почувствовали:
● сотрудники, принявшие участие в программе (как те, кто получил новые роли, так и те, кто вошел в кадровый резерв);
● рекрутеры и нанимающие менеджеры (благодаря увеличению скорости закрытия вакансий);
● сотрудники T&D по показателям успешности прохождения тестов, обратной связи на Engagement Survey, а также в плане отклика на участие в проекте – после первых успешных кейсов сразу возросло количество заявок на 80%.
Кроме того, после успешного первого потока программы результатами поделились на всю компанию, и по ее примеру другие Департаменты дали старт своим проектам.
Результаты проекта
Проект помог достигнуть всех поставленных целей и задач. Кроме того, сейчас происходит масштабирование проекта на всю компанию. Также АТОМ дал толчок другому проекту о развитии лидеров. На данном этапе АТОМ стал регулярной потоковой программой.
Проект позволил сформировать пул внутренних кандидатов, которые по окончании школ перешли на новые роли: 7 стали руководителями, 3 КАМами. Департамент получил пул из 15 обученных и готовых к новым ролям сотрудников, попавших в кадровый резерв.
Кроме того, важным результатом стал рост до 80% оценки «Команда, которая отвечает за обучение в компании, помогает мне достигать целей по развитию» (vs 68% Авито) в рамках ключевого для Авито опроса Engagement Survey.
Позиции руководителей и КАМов закрылись в 2 раза быстрее внутренними кандидатами из резерва. 78,4% сотрудников Департамента продаж положительно оценили фактор «My manager encourages my professional growth».
Рост показателя про карьерные возможности в Engagement Survey составил 12,4% (с 66% до 78,4%). Выполнение планов новыми КАМами из проекта АТОМ достигло 100%, также команды под управлением новых руководителей достигли своих целей на 100%. Участники программы оценили удовлетворенность проектом на 9,5 баллов из 10.
Ключевые метрики по стримам
Школа руководителей:
● 40% участников Школы руководителя заняли управленческие позиции
● рост в оценке компетенций по итогам выходного ассессмента: средний балл 4 vs 3,13
● 76% результаты итоговой оценки знаний в рамках теста по всему пройденному материалу (по шкале 100%)
● 3 бизнес-идеи в копилку ASD в рамках проектного этапа, 1 идея уже монетизирована
● 3,8% рабочего времени на обучение
● 86% ИПР цели достигнуты, 4,3 (5) оценка успешности достижения целей руководителями
Школа КАМ
● 88% результаты итоговой оценки знаний в рамках теста по всему пройденному материалу (по шкале 100%)
● 100% поучаствовали в оценке компетенций
● 43% Школы получили продвижения на роли.
● 7 защищенных и реализованных проектов, связанных с развитием клиентов и напрямую направленных на увеличения дохода.
Что Вы думаете об этом?