Зачем бизнес вкладывается в образование школьников

Шестнадцатилетнему Егору не терпелось начать работать. Школьник, страстно увлеченный программированием, пытался устроиться на стажировку в несколько технологических компаний, но получал отказ из-за своего юного возраста. В сентябре прошлого года он оказался в числе слушателей курса «Тинькофф банка» «Алгоритмы и структуры данных» и в феврале стал частью команды банка по автоматизации тестирования Java.

образование, бизнес, бесплатные курсы

Это не единственный случай, когда школьник наравне со студентами успешно справляется с вступительными испытаниями стажерской программы и попадает на позицию разработчика или аналитика, говорит Екатерина Шестимерова, руководитель отдела образовательных программ «Тинькофф банка». Возраст накладывает ограничения лишь по времени работы — до достижения совершеннолетия молодые сотрудники не могут проводить в компании больше 20 часов в неделю.

«Тинькофф банк» начал работать со школьниками летом 2018 года, запустив три бесплатные образовательные программы: «Олимпиадная математика» для учеников 5-11 классов, «Алгоритмы и структуры данных» для ребят постарше — из 8-11 классов, и «Машинное и глубокое обучение» для старшеклассников. До этого компания работала с молодежью на уровне студентов: у банка есть кафедра и лаборатория в МФТИ и МГУ и своя финтех-школа — курсы для разработчиков по 14 направлениям. «Наша цель — это подготовка специалистов для себя и поиск звездных студентов, при этом нанимаем мы примерно 10-15% выпускников со студенческих проектов, остальные приносят пользу в других компаниях», — объясняет Шестимерова. Объем инвестиций в новый образовательный проект она не раскрывает, в качестве основных статей расходов называет оплату труда преподавателей и разработку курсов и образовательной платформы (занятия ведутся очно и онлайн).

Образовательные программы играют все большую и большую роль в привлечении кадров, говорит руководитель направления по обучению и развитию IT-персонала в Avito Андрей Кравченко. Это один из инструментов борьбы с кадровым дефицитом в отрасли: по данным HeadHunter на одну вакансию в сфере IT приходится 2,5 резюме, тогда как средний показатель по другим отраслям — 7-8 резюме. У компании Кравченко есть магистратура в МАИ, совместные онлайн-курсы с образовательными проектами — Otus, GeekBrains, HTML Academy и стажерская программа для молодых IT-специалистов. «Компания в результате подобных активностей не только первой получает доступ к самым талантливым ребятам, но и имеет возможность доучить их «под себя», — говорит Кравченко. В Avito рассчитывают, что к концу года смогут закрывать около 20% вакансий через образовательное направление.

Если лет 5-7 назад компании конкурировали друг с другом за студентов — открывали факультеты и кафедры в ведущих вузах страны, то сегодня в область их интересов попадает более молодая аудитория. «Студентов уже на всех не хватает, поэтому приходится заглядывать в школы», — смеется Андрей Кравченко. Запуск образовательных программ для школьников — набирающий обороты тренд, говорит Нина Осовицкая, эксперт по HR-брендингу HeadHunter. По ее прогнозу, такие программы появятся у всех крупнейших работодателей в течение года. На Петербургском экономическом форуме в мае 2018 года основатель банка Олег Тиньков дал понять: работать со студентами 3-4 курса — уже поздно, «они уже немножко не те люди, испорченный продукт».

Основательница курсов программирования для школьников «Кодабра» Дарья Абрамова вспоминает, как в 2014 предлагала посотрудничать «Яндексу», Mail.Ru Group и «Связному», однако тогда ей отказали — компании не были готовы работать с аудиторией моложе студенческой. Все начало меняться в 2016 году — когда «Яндекс» запустил собственный проект «Яндекс.Лицей» и начал обучать программированию учеников 8-9 классов. Это стало своеобразным сигналом для отрасли, вспоминает Абрамова. Первым корпоративным партнером «Кодабры» стала Mail.ru Group, а с 2018 года крупные игроки ИТ-рынка уже сами приходят в «Кодабру» с предложением о партнерстве. Сегодня совместные с «Кодаброй» курсы, помимо Mail.ru Group, есть в «Озоне»,  «Альфа-банке» и разработчике игр Pixonic. Учиться программированию здесь могут любые желающие в возрасте 6-17 лет.

Еще ряд крупных игроков попросили «Кодабру» разработать «закрытые» курсы — только для детей их сотрудников. «Сбербанк» захотел сделать программу, учитывающую специфику работы в банке — с фокусом на Python и JavaScript. Мы разрабатывали ее вместе с их программистами», — рассказывает Дарья Абрамова. Такие же «внутренние» курсы для детей сотрудников ее команда запустила в «Райффайзенбанке», «Газпромнефти», «МегаФоне» и KPMG. Поскольку компании только начинают обращаться к теме детского образования, самый простой способ разобраться в ней — начать с собственных детей, объясняет Абрамова. «Уверена, через какое-то время все они пойдут и дальше в школы», —  заявляет она.

17-летний Сева Жидков начал работать в Mail.ru Group в 2016 году — в его задачи входила разработка ботов, а сейчас он занимается машинным обучением в «ВКонтакте». Перед этим он поучаствовал в хакатоне VK Hackathon и получил приз зрительских симпатий. Сегодня он является бренд-амбассадором корпорации для молодой аудитории. Например, в начале февраля он рассказывал о своей работе школьникам из образовательного центра «Сириус», с которым Mail.ru Group совместно с МФТИ проводит программу по классическому программированию и мобильной разработке. «Работа компаний со школами позволяет помочь подросткам с профориентацией, вовлечь их в IT и в долгосрочном плане сократить кадровый дефицит», — объясняет директор по взаимодействию с вузами в Mail.ru Group Сергей Марданов.

Только за прошлый год количество сотрудников Mail.ru Group выросло более, чем на тысячу человек, говорит он, и потребность в специалистах будет только расти. «Сегодня школьник сидит за партой, а завтра разрабатывает продукт, которым пользуются миллионы людей по всей стране, и вы в том числе», — говорит Марданов. Другое дело, что эффект от работы со школами сложно измерить сразу, говорит он, однако можно оценить, как благодаря этому растет интерес подростков к корпоративным стажерским программам или конкурс в вузах, где у компании есть кафедры.

Несмотря на отложенный эффект, для ряда отраслей и компаний работать со школьниками — абсолютно практичное решение, считает Нина Осовицкая, и не только из сферы IT. Она приводит пример Сибура — нефтехимический гигант столкнулся с тем, что большая часть выпускников школ, сдающих ЕГЭ по химии, решали поступать в медицинские вузы. Компания исправляла ситуацию, работая с подростками, и, например, в рамках федеральной программы

«Я люблю химию» проводила в школах интерактивные мастер-классы, параллельно рассказывая учащимся о работе в нефтехимии. Этот подход актуален и для предприятий сельского хозяйства, поскольку абитуриенты не охотно поступают в аграрные вузы, отмечает Осовицкая и добавляет, что подобным образом в школах работают и отраслеобразующие или крупнейшие в своей отрасли предприятия — такие как РЖД, Росатом, Русгидро. Ведь чем выше конкурс на профильном факультете в профильном вузе, тем более сильные кадры работодатели смогут в итоге заполучить.

Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.